1. Метафизическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Эксперты приветствуют новые нормы Ватикана о «сверхъестественных явлениях»

Франсиско Гойя. Франческо Борджиа проводит обряд экзорцизма (фрагмент). 1788
Франсиско Гойя. Франческо Борджиа проводит обряд экзорцизма (фрагмент). 1788
Франсиско Гойя. Франческо Борджиа проводит обряд экзорцизма (фрагмент). 1788

Недавно изданные Ватиканом нормы оценки чудесного, обыденного и откровенно вредного духовного опыта были высоко оценены католическим духовенством и экспертами в США.

17 мая ватиканская Дикастерия доктрины веры (бывшая Святая Инквизиция — прим. ИА Красная Весна) опубликовала пересмотренные нормы «по распознаванию предполагаемых сверхъестественных явлений», заменив предыдущее руководство Ватикана, выпущенное в 1978 году.

Префект Дикастерии кардинал Виктор Мануэль Фернандес заявил на пресс-конференции, что документ, находившийся в работе с 2019 года, был создан, чтобы обеспечить более упорядоченный процесс такой оценки, устраняя путаницу и ошибки, но не подавляя при этом действие Святого Духа.

В отличие от прежней практики, в документе указывается, что епархиальный епископ теперь должен выступить по поводу предполагаемых сверхъестественных явлений «в диалоге» с национальной конференцией епископов, а затем представить свое решение в Дикастерию веры на утверждение.

Новые нормы также не позволяют епископам и самой церкви — но не Папе, который может «санкционировать специальную процедуру в этом отношении» — окончательно объявлять подобного рода явления сверхъестественными.

Вместо этого епископы и Дикастерия веры должны прийти к одному из шести возможных выводов:

— «Nihil obstat», согласно которому епископы признают в опыте признаки работы Святого Духа, не утверждая при этом, что сам опыт сверхъестественен;

— «Prae oculis habeatur», когда в опыте присутствуют «некоторые аспекты путаницы или потенциальные риски», которые должны решаться посредством диалога и разъяснения доктрины;

— «Curatur», посредством которого широко распространенные явления с «проверяемыми духовными плодами» остаются незапрещенными, но, тем не менее, не должны поощряться епархиальным епископом в пользу «альтернативных проявлений благочестия»;

— «Sub mandato», когда пастырское руководство, связанное с положительным в других отношениях опытом, который используется не по назначению (возможно, для финансовой выгоды, аморальных действий или даже несанкционированной пастырской деятельности), передается под опеку епархиального архиерея для достижения «разумного соглашения»;

— «Prohibetur et obstruatur», когда Доктрина веры поручает епархиальному епископу публично запретить участие в явлениях, связанных с «критическими проблемами и рисками», и предложить катехизацию относительно этого решения;

— «Декларация о не сверхъестественном», согласно которой Дикастерия уполномочивает епархиального епископа заявить, что данное явление не является сверхъестественным, на основании «конкретных и доказанных фактов и свидетельств».

Хотя новые нормы Ватикана не позволяют однозначно провозгласить сверхъестественную подлинность, они не исключают возможности будущего народного поклонения в масштабах Фатимской Богоматери или Богоматери Гваделупской, заявил кардинал Фернандес на пресс-конференции.

«Позитивными» критериями оценки явлений являются достоверность, психическая устойчивость, моральный и духовный настрой предполагаемых провидцев или получателей опыта; доктринальная ортодоксия; «непредсказуемая» и, следовательно, нечеловеческая природа опыта; и плоды христианской жизни, связанные с явлениями.

«Негативные» критерии включают возможность ошибки, которая может быть неосознанной и непреднамеренной; например:
— «сектантский дух», порождающий разделения в церкви;
— стремление к власти, прибыли, славе или другим личным интересам;
— крайне аморальные действия;
— психологические или психопатические тенденции у реципиента, а также коллективная истерия.

Исполнительный директор по связям с общественностью Конференции католических епископов США Чиеко Ногучи рассказала OSV News, что «новые нормы предлагают полезное объяснение процесса распознавания сверхъестественных явлений».

И документ, и его презентация на пресс-конференции подчеркивают слова св. Иоанна Крестителя, который цитируется в документе, подчеркивая, что «всё было сказано через Слово Божье (которое есть Христос)», — отметил профессор Роберт Фастигги, заведующий кафедрой догматического богословия и христологии в Высшей семинарии Святого Сердца в Детройте и эксперт по явлениям Девы Марии.

Фастигги сказал, что, преподавая курсы о Деве Марии, «я всегда подчеркиваю, что мы не можем поставить даже одобренные явления Марии на один уровень с божественным откровением или Словом Божьим».

В то же время, сказал Фастигги, «когда у вас есть явления, с которыми теперь связаны праздничные дни» — такие, как День памяти Богоматери Гваделупская (12 декабря), обязательный праздник в Америке, и День Богоматери Лурдской (11 февраля) и Фатимской Богоматери (13 мая), которые являются необязательными праздниками: «Я думаю, было бы очень глупо не верить в них».

Кроме того, по словам Фастигги, новое руководство может также помочь «избежать… досадной отмены» епископских вердиктов по явлениям, когда один епископ отменяет постановление предшественника о предполагаемом сверхъестественном опыте.

«Теперь епископу… придется проконсультироваться с Дикастерией веры, что не снимает с него ответственности, но… (позволяет избежать) подобных ситуаций в будущем», — сказал Фастигги.

Нормы также откровенно признают, что предполагаемые сверхъестественные явления могут быть использованы в служении «сектантскому духу, стремящемуся к разделению в церкви», сказал он, ссылаясь на статью 15 документа Ватикана.

Эту точку зрения поддержал отец Винсент Ламперт, экзорцист Архиепископии Индианаполиса и пастор католических приходов Св. Михаила и Св. Петра в Бруквилле, штат Индиана.

«Только Бог сверхъестественен», — напомнил он. «Я думаю, что церковь пытается провести четкое различие между тем, что создано Богом, и, возможно, ложными вещами, которые инициируются демонами как способ… посеять разделение и раздор в церкви».

Отец Ламперт сказал, что документ «пытается прояснить то, что исходит от Бога», поскольку «на протяжении всей истории всегда были некоторые предполагаемые явления (и) видения, которые, как оказалось, были не от Бога, а, возможно, имели демоническую природу».

Он также высоко оценил нормы «укрепления залога веры», подчеркнув, что «любое откровение или видение не представляет ничего нового. Это может быть просто усиление или фокусирование определенного компонента нашей веры, который, возможно, просто нужно услышать» сегодня в мире немного яснее, просто из-за того, где он находится».