Депутат Госдумы лишен ученой степени за плагиат
Депутат Государственной Думы России Евгений Москвичев лишен ученой степени за выявленный плагиат в диссертации, такое решение принял президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования России, 15 марта, сообщает «Новая газета».
При этом сообщается, что Евгений Москвичев написал заявление об отказе от ученой степени после публикации сообщества «Диссернет» о наличии в диссертации Москвичева значительной доли заимствований. Президиум ВАК Министерства образования принял решение лишить ученой степени депутата Госдумы.
Напомним, что скандалы с плагиатом в диссертациях чиновников всех уровней становятся обычным делом. Так, за последние годы в плагиате обвинялись министр культуры РФ Владимир Мединский, депутат Госдумы Владимир Бурматов, профессор Высшей школы экономики Андрей Воробьев и ряд других чиновников.
Также в конце 2018 года сообщество «Диссернет», занимающееся проведением общественных экспертиз кандидатских и докторских работ, выступило с докладом «Эксперты Рособрнадзора (2015–2018)». Согласно докладу, около половины экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования защитили диссертации с плагиатом.
Что же движет желанием депутатов и чиновников заполучить ученые степени даже ценой унизительного плагиата?
Реформы в отечественном образовании, целью которых было создание «квалифицированного потребителя», не прошли бесследно — они уже создали таких потребителей, которые не мыслят другой жизни, вне обладания чем-либо. Именно поэтому люди, далекие от науки, так жаждут «остепениться» научными титулами.
Социолог и философ Эрих Фромм, исследуя общество потребления, писал: «…создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)».
Развивая мысль, Фромм приходит к выводу, что в обществе потребления место реального авторитета или профессионализма занимают «титул или мундир», открывающие возможности еще большего потребления. В свою очередь, это порождает желание получать все новые и новые «титулы», никак не связанные с реальным профессионализмом, что на уровне государственного управления может привести к весьма трагическим последствиям.