Политолог об отборе на «Евровидение»: украинская цензура подобна советской

Изображение: Serecki, CC BY-SA 4.0
Евровидение-2018
Евровидение-2018

Украина наследует «самым негативным советским практикам», запрещая своим артистам ехать на «Евровидение» по политическим мотивам, заявил политолог Сергей Михеев 1 марта в эфире телеканала «Царьград».

В связи со скандалом, который разгорелся вокруг участия Украины в музыкальном конкурсе «Евровидение», Михееву вспомнилась статья В. И. Ленина «О партийности в искусстве» (в оригинале — «Партийная организация и партийная литература» — прим. ИА Красная Весна). По мнению политолога, для украинских чиновников, равно как и для советских цензоров, «всё, что бы ты ни спел, должно иметь классовую подоплеку».

Михеев развил свою мысль на примере фильма «Мы из джаза» 1983 года (режиссер — Карен Шахназаров), где представитель Ассоциации пролетарских музыкантов (АПМ) спрашивает участников ансамбля, «когда было восстание Спартака». По сюжету, от правильного ответа на этот вопрос зависит, разрешат ли «джаз-банде» продолжать концертную деятельность.

Напомним, отбор на «Евровидение-2019» омрачился для украинских артистов масштабными проверками на лояльность киевским властям и «свидомость». В частности, участницам дуэта Anna Maria — сестрам Анне и Марии Опанасюк — сначала пригрозили концом карьеры из-за их пророссийской позиции по Крыму, а затем и намеренно «засудили» их на предварительном отборе.

Читайте также: «Просто горжусь». Мать попавших в опалу украинских певиц оценила их позицию

«Охота на ведьм» со стороны украинского официоза породила вереницу отказников из числа местных артистов. В итоге Национальная общественная телекомпания Украины (НОТУ) и вовсе решила обойтись без участия страны в «Евровидении». «Последней каплей» для киевских цензоров стал демарш певицы Анны Корсун (Maruv), которая оказалась «не готова выступать с лозунгами, превращая свое пребывание на конкурсе в промоакции политиков».

Читайте также: Победитель национального конкурса Maruv не поедет на Евровидение от Украины

Напомним также, в 2016 году на конкурсе «Евровидение» победила украинская певица Джамала с песней «1944». Название композиции отсылает к «черной» дате календаря для крымских татар. В мае того года Советская власть выслала их с полуострова за массовое сотрудничество с немцами во время Великой Отечественной войны. Жюри конкурса присудило победу Джамале, несмотря на, казалось бы, принципиально внеполитический статус «Евровидения».

Читайте также: «Евровидение» и Украина. Камень русофобии вернулся обратно?

Комментарий редакции

Михеев, понапрасну пытаясь отождествить советских цензоров с украинскими «держимордами» от культуры, зря адресуется к столь сомнительному кинематографическому примеру. Во-первых, джаз, вопреки расхожему мифу, никогда не был в СССР под сколько-нибудь серьезным запретом.

Во-вторых, цензор из упомянутого фильма, задающий молодым исполнителям издевательский вопрос про Спартака, выглядит настолько курьезно и неправдоподобно, что впору задуматься об откровенной «фиге в кармане» у Шахназарова.

Но если даже сам режиссер и не собирался рядиться в диссидента, это не снимает с повестки дня встречного вопроса — так ли уж блюла классовые принципы позднесоветская цензура, как это ей ставит в вину Михеев? В самом деле, разве упомянутая сцена из шахназаровского фильма могла бы быть допущена на экраны, если бы чиновники из Минкульта в 1983 году действительно стояли на страже пролетарских интересов и идеалов?