Россия: образ народа в своих глазах

Изображение: (cc)22612
Человеческие лица
Человеческие лица

Опубликованы результаты исследования, призванного выявить образ народа России в собственных глазах, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сообщает РИА Новости 14 июня.

Социологи предложили респондентам выбрать из предложенного списка не более пяти качеств, которые, по их мнению, наиболее полно характеризуют русский народ. Главным своим качеством русские считают гостеприимство (его выбрали 45% опрошенных). Среди основных своих положительных качеств жители России также отметили трудолюбие (41%), душевность (33%), щедрость (26%), общительность (25%) и силу (23%). Среди отрицательных качеств русского народа, по мнению опрошенных, лидируют пьянство (16%) и лень (13%), также были отмечены отсутствие дисциплины (6%), грубость и хитрость (по 5%).

Как отмечает эксперт ВЦИОМ Юлия Баскакова, результаты опроса отражают разницу самовосприятия разных поколений — молодежь дает более критическую оценку своему народу, чем люди старшего поколения. Например, молодые люди от 18 до 24 лет считают русский народ пьющим чаще (25%), чем остальные возрастные группы. По словам эксперта, молодежь приписывает жителям России отрицательные качества вдвое чаще, чем пенсионеры. Социолог считает, что источником этого расхождения в оценках является более разнообразный социальный опыт, который молодые люди получают из путешествий и социальных сетей, и его сравнение с окружающей реальностью. По словам Баскаковой, «в зеркале этого опыта русский человек порой начинает выглядеть ленивым, грубым, лицемерным». И подобная самокритичность может быть полезна как мотив для развития положительных качеств, отмечает эксперт.

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведен 23–24 мая, выборка — 2 тысячи респондентов старше 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью, статистическая погрешность не превышает 2,2%.

Напомним, что телефонные опросы общественного мнения «ВЦИОМ-Спутник» проводятся на ежедневной основе с января 2017 года с целью оперативного измерения общественного мнения по различным вопросам.