«Великая белая дорога майя» в древности была осью густонаселенного региона
Применение новой технологии с использованием лидара (светового радара) помогло ученым скорректировать знания о системе жилых поселений вдоль 100-километрового древнего шоссе майя, об этом сообщается в февральском выпуске Journal of Archaeological Science: Reports.
Предметом исследования группы археологов из Университета Майами (США) стала так называемая «Великая белая дорога» между Кобой и Яксуной — двумя важнейшими городами цивилизации майя. Дорога построена в VII веке нашей эры, а открыта была в 30-е годы XX столетия. Длина шоссе составляет 100 км — это самая длинная дорога в Центральной Америке, относящаяся к эпохе цивилизации майя.
Американские археологи впервые «просканировали» дорогу с помощью лидара — технологии получения информации об объектах с использованием оптических систем. Самым распространенным типом лидара является лазер.
В результате удалось выяснить, что, во-первых, дорога вовсе не строго прямая, как принято было думать ранее. Во-вторых, она не просто соединяла два больших города, а представляла из себя своего рода «ось», объединяющую целую агломерацию поселений с многотысячным населением.
В настоящее время дорога скрыта густыми джунглями. В древности, 1 300 лет назад, джунглей здесь не было, а были фруктовые сады и обширные кукурузные поля.
Ученые выявили очаги скоплений неких «полигонов» вдоль трассы, расстояние между которыми составляет не более 8 км. Такое расстояние можно без труда преодолеть за сутки. Авторы исследования предполагают, что данные «полигоны» (площадки) были местами отдыха, где путники могли получить пищу и воду.
Руководитель группы профессор антропологии Трейси Ардрен пояснила: «Дорога была построена так, чтобы охватить различные поселения, что явно имело весьма любопытные геополитические последствия. Она связывала тысячи людей, которые жили в регионе между городами Коба и Яксуна».
Ландшафт, по которому пролегает дорога, весьма изрезан неровностями, однако сама дорога была совершенно ровной и покрытой штукатуркой из специально изготовленного известнякового раствора, который делал ее ярко-белой. По словам Ардрен, дорога должна была ярко светиться даже в темноте.
Ардрен подчеркнула, что это древнее шоссе было настоящим инженерным чудом, таким же, как внушительные пирамиды майя на юге Мексики, в Гватемале и Гондурасе. Исследовательница уточнила, что майя применяли технологию изготовления извести, схожую с древнеримской технологией III века до нашей эры.