Врачи узнали причины отторжения первого пересаженного человеку сердца свиньи

Изображение: (cc) North Dakota National Guard
Операция по трансплантации органов

Обширный анализ возможных причин, вызвавших сердечную недостаточность у пациента, которому первому в мире успешно пересадили генетически модифицированное свиное сердце, провели ученые Медицинской школы Университета Мэриленда (UMSOM), 29 июня сообщает сайт новостей медицины и здравоохранения Medical Xpress.

Результаты исследования врачи-ученые представили в статье «Дисфункция трансплантата при сострадательном использовании генно-инженерной ксенотрансплантации сердца от свиньи к человеку: клинический случай», опубликованной в журнале The Lancet.

В январе 2022 года врачи-ученые UMSOM первыми в мире провели успешную пересадку генномодифицированного сердца свиньи 57-летнему пациенту в терминальной стадии сердечной недостаточности, которая стала важной вехой в трансплантологии.

После операции пациент, Дэвид Беннетт-старший, проходил лечение в Медицинском центре Университета Мэриленда. В течение почти семи недель после операции его сердце работало хорошо, без явных признаков острого отторжения. Однако через два месяца после трансплантации началось внезапное развитие сердечной недостаточности, которое привело пациента к смерти.

Ученые-трансплантологи с тех пор проводят обширные исследования физиологических процессов, вызвавших сердечную недостаточность, чтобы выявить все факторы, ее спровоцировавшие для предотвращения неудач при будущих ксенотрансплантациях (пересадки органов животных человеку).

Ведущий автор исследования, доктор медицинских наук, профессор хирургии и научный директор Программы сердечной ксенотрансплантации в УМСОМ Мухаммад М. Мохиуддин пояснил:

«Наша статья дает ключевое представление о том, как множество факторов, вероятно, сыграли роль в функциональном снижении работы трансплантированного сердца. Наша цель — продолжать двигать эту область вперед, поскольку мы готовимся к клиническим испытаниям ксенотрансплантатов, включающих органы свиней».

Соавтор исследования, доктор медицинских наук, профессор хирургии, заслуженный профессор трансплантологии Бартли Гриффит дополнил слова коллеги:

«Мы полны решимости пролить свет на то, что привело к дисфункции трансплантата сердца у мистера Беннетта, который совершил героический поступок, вызвавшись стать первым в мире. Мы хотим, чтобы наш следующий пациент не только дольше прожил с ксенотрансплантатом, но и вернулся к нормальной жизни и чувствовал себя хорошо в течение месяцев или даже лет».

Исследовательская группа провела обширный анализ некоторых тканей пациента и установила последовательность событий, которые привели к сердечной недостаточности. Так, они выяснили, что пересаженное сердце работало хорошо, согласно данным эхокардиографии, вплоть до 47-го дня после операции. Новое исследование также подтвердило отсутствие в это время признаков острого отторжения.

Ученые предполагают, что резко проявившуюся сердечную недостаточность Беннета вызвали несколько перекрывающихся факторов, в том числе плохое состояние его здоровья до трансплантации, которое привело к серьезному ослаблению иммунитета и невозможности использования эффективной схемы предотвращения отторжения, используемой в доклинических исследованиях ксенотрансплантации.

Поэтому пациент оказался более уязвим к отторжению органа из-за антител, вырабатываемых его иммунной системой. Косвенные доказательства опосредованного антителами отторжения ученые обнаружили, проведя гистологическое исследование и анализ РНК отдельных клеток.

Кроме того, пациенту дважды в течение второго месяца после трансплантации вводили внутривенно иммуноглобулин, содержащий антитела, что также могло способствовать повреждению клеток сердечной мышцы.

Иммуноглобулин вводили для предотвращения возможной инфекции, что также могло вызвать иммунный ответ против чужеродного белка. Исследовательская группа нашла антитела иммуноглобулина, нацеленные на слой эндотелия сосудов сердца свиньи.

Исследователи также изучали вероятность присутствия латентного вируса, называемого свиным цитомегаловирусом (ЦМВ), который мог бы вызвать дисфункцию трансплантата, поскольку режим противовирусного лечения пациента был сокращен из-за необходимости решить другие проблемы с его здоровьем. Однако ученые не нашли никаких доказательств заражения пациента.

Декан UMSOM Марк Т. Гладвин отметил, что благодаря этой новаторской операции и мужеству первого пациента получены ценные уроки, которые помогут в дальнейшей работе врачам-ксенотрансплантологам.

«В будущем наша команда хирургов-ученых будет использовать недавно разработанные анализы иммунных клеток для более точного наблюдения за пациентом в дни, недели и месяцы после ксенотрансплантации. Это обеспечит более строгий контроль самых ранних признаков отторжения и даст надежду на действительно спасительную инновацию», — заявил ученый.