1. Социальная война
  2. Образование в России
Москва, / ИА Красная Весна

Инклюзия не дает полноценно обучать ни обычных, ни особых детей. Мнение

Николай Богданов-Бельский. Дети на уроке. 1910-е
Николай Богданов-Бельский. Дети на уроке. 1910-е

Необходимо срочно отказываться от инклюзивного образования, которое не позволяет полноценно обучать ни детей с особенностями здоровья, ни обычных учеников, пишет Павел Расинский в статье «Когда я в первый раз увидел бланк для ЕГЭ, то, если честно, ошалел», вышедшей в 479-м номере газеты «Суть времени».

Автор напомнил, что инклюзивное образование подразумевает совместное обучение в одном классе обычных детей и детей, имеющих отклонения в физическом или психическом здоровье. Целью инклюзии провозглашается гуманизм — воспитание терпимого отношения к людям с особенностями.

«Опыт показывает, что эти цели всё равно не достигаются. Дети не становятся терпимее к людям с отклонениями лишь от того, что их помещают в одно пространство. Терпимость достигается воспитанием, а не слепым объединением разных групп детей», — уверен Расинский.

Если детей с физическими недостатками еще можно с некоторыми трудностями вписать в общий учебный процесс, то ситуация обучения в одном классе обычных детей и детей с психическими нарушениями плачевна и для тех, и для других, подчеркнул исследователь.

«А вот дети с психическими отклонениями просто не могут учиться в обычном классе. Они и сами не получают знания, и отвлекают при этом остальных учеников и учителя. То есть, по сути, этому ученику или, если их там несколько, ученикам нужны индивидуальный отдельный учитель (его принято называть тьютером) и отдельная программа обучения. Тогда в чем смысл пребывания в общем классе?»

Разумеется, противники инклюзии вовсе не против образования детей с особенностями здоровья. Более того, эксперт напоминает, как в Советском Союзе было поставлено образование детей с разными видами отклонений. Тогда детей с разными диагнозами обучали по разным программам, которые учитывали, «с какой скоростью и что ребенок способен усвоить, учитывались и вид недуга, и его степень», пишет автор. Это помогало детям социализироваться, получить знания, обучиться профессии.

Результатом инклюзии, внедренной по западной кальке, является разрушенный процесс обучения как детей с особенностями, так и здоровых учеников.

«Но „зато“ это модно, и под это школа получает финансирование, а продвигающие данные новации НКО — гранты», — отметил Расинский.

«Совершенно очевидно, что от инклюзии нужно уходить, поскорее возрождая школы, где детям с особенностями развития будут с помощью ранее разработанных, либо обновленных методик давать то, что именно им необходимо, чтобы не оказаться в жизни изгоями. Вот в этом, на самом деле, и есть гуманизм. А не в том, чтобы запихнуть их всех в обычный класс», — заключил исследователь.

Читайте в газете «Суть времени»: «Когда я в первый раз увидел бланк для ЕГЭ, то, если честно, ошалел» | ИА Красная Весна