На Русском Севере конструируют «традиционную шхуну» и новый этнос
Норвежская шхуна «Матильда», чертежи которой используют при строительстве шхуны в Архангельске, не отражает традиции Русского Севера, строительство этой шхуны нельзя называть возрождением местных традиций, считает инженер Виталий Кудрявцев.
«Условия, в которых развивалось кораблестроение на Русском Севере, отличались от европейских. Россия долгое время не имела выхода к морю, поэтому корабельная традиция имеет в основе речные суда, а мелководье Белого моря и условия зверобойного промысла способствовали строительству судов с малой осадкой и покатыми обводами корпуса», — объяснил он ИА Красная Весна.
Инженер отметил, что первое столкновение российской и европейской судостроительных традиций произошло после того, как Петр I своими указами в период с 1714 по 1719 годы запретил местным жителям строить традиционные типы судов, предписывая строить вместо них суда голландского образца.
Однако морская практика показала, что суда европейских типов не всегда приспособлены для плавания в условиях севера, рассказал специалист. Промысловики стали добиваться права строить «староманерные» суда как более приспособленные к местным условиям. После смерти Петра I запрет на строительство традиционных судов был снят.
Самым знаменитым судном на Русском Севере стал поморский коч. Наиболее характерной особенностью корпуса кочей была их малая осадка в сравнении с европейскими судами и покатые обводы корпуса. Малая осадка позволяла промысловикам маневрировать в условиях мелководья Белого и Печорского морей, а покатые обводы корпуса давали возможность вытаскивать корабли на берег или лед и спасать их от затирания льдами.
В настоящее время в Архангельске одновременно реализуется два проекта по строительству деревянных судов. Первый — это «Поморская шхуна», за основу которой взята норвежская шхуна «Матильда». Вторым проектом является строительство поморского коча, работа над которым ведется в рамках сохранения историко-культурного наследия поморского судостроения и мореходства в Арктике.
Работы по строительству норвежской шхуны осуществляет «Товарищество поморского судостроения», а работы по строительству поморского коча ведутся «Судостроительным кластером Архангельской области» — группой предприятий судостроительной отрасли.
«Сравнение открытых данных обоих проектов показывает, что разница между судами возникает уже на стадии основных размерностей корпуса. При одинаковом водоизмещении и примерно одинаковой длине судов осадка норвежской шхуны составляет 2,7 метра, а поморского коча — 1,6 метра», — объяснил Кудрявцев.
Он также сообщил, что, по открытым данным, водоизмещение обоих судов составляет 60 тонн, длина корпусов примерно одинакова: норвежская шхуна — 20 метров, коч — 19,2 метра, оба судна создаются с применением современных технологий.
Ранее эксперт отметил угрозу подмены понятий, когда норвежское судно выставляют как поморское. При этом сохраняется скрытая адресация к конструированию самостоятельного этноса «поморы». По мнению создателей мифа, «поморский народ» живет в Норвегии и России и является разделенным границей этносом. Виталий Кудрявцев отметил, что ведущая роль в процессе «поморостроительства» принадлежала Баренц-секретариату и отцу действующего руководителя НАТО Торвальду Столтенбергу.