Что влияет на биологическое старение молодых людей — исследование

Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Подростки

Молодые люди, которые курят и ведут в целом нездоровый образ жизни, биологически стареют быстрее, чем их сверстники, не имеющие вредных привычек. Таковы итоги исследования, в ходе которого ученые из Университета Йювяскюля в Финляндии на протяжении десяти лет наблюдали за 800 подростками и оценивали маркеры старения в их крови, сообщает 25 июня интернет-сайт Medrxiv.

Обычно мы думаем о возрасте в терминах количества дней рождения — нашего так называемого хронологического возраста. Но биологический возраст наших тел зависит от того, сколько клеточных повреждений мы накопили с течением времени. Предыдущие исследования показали, что такие факторы, как курение и ожирение, могут ускорить биологическое старение, но в основном они проводились в среде пожилых людей, говорит руководитель проекта Анна Канкаанпяа.

Чтобы выяснить, ускоряет ли старение нездоровый образ жизни в подростковом возрасте, Канкаанпяа и ее коллеги проанализировали данные исследования 5000 близнецов в Финляндии.

Их попросили сообщить о своем росте и весе, а также о том, как часто они курили, употребляли алкоголь и занимались спортом, когда им было 12, 14 и 17 лет. Затем у 824 участников в возрасте от 21 до 25 лет были взяты образцы крови для изучения их ДНК.

Канкаанпяа и ее коллеги рассчитали биологический возраст каждого участника, используя «эпигенетические часы», которые ищут маркеры ДНК, называемые метильными группами, коррелирующими с возрастом.

Было обнаружено, что 16% участников, которые в подростковом возрасте вели нездоровый образ жизни, то есть ежедневно курили, регулярно употребляли алкоголь и редко занимались спортом, к 20 годам биологически были на 1,7–3,3 года старше, чем 75%, которые были умеренно здоровы или очень здоровы.

Подростки с наибольшим избыточным весом — те, чей индекс массы тела (ИМТ) входил в топ–10%, — к 20 годам оказались биологически старше на 1,8-2,4 года, чем их сверстники без избыточного веса.

В целом было обнаружено, что участники с самым нездоровым образом жизни и самым высоким индексом массы тела стареют на две — пять недель быстрее в год, чем их более здоровые сверстники.

Поскольку все участники исследования были близнецами, исследователи смогли определить, что около 60% различий в биологическом старении объясняются генетическими факторами, а остальные — факторами окружающей среды, включая образ жизни.

Хотя ограничением исследования является то, что оно основывалось на самоотчетах об образе жизни, а люди не всегда говорят правду, говорит Борис Новакович из Детского научно-исследовательского института Мердока в Мельбурне, «тем не менее, результаты подтверждают интуитивные впечатления, потому что мы знаем, что люди, которые курят, например, часто выглядят более старыми для своего возраста». «Особенно интересно то, как быстро проявились последствия нездорового образа жизни — уже к 21 году», —отмечает эксперт.

Вопрос о том, можно ли устранить биологические последствия старения, проявившиеся в подростковом возрасте, и изменить свое здоровье к лучшему впоследствии, пока остается открытым и потребует дальнейших исследований, признает Анна Канкаанпяа.

.