Вечное возвращение или «починка времени»? : Режиссер Архипов о «Топливе»

Изображение: Лавренчук Андрей © ИА Красная Весна
Михаил Архипов, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019
Михаил Архипов, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019
Михаил Архипов, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019

«Топливо» подымает очень сложные экзистенциальные и метафизические вопросы, сформулировать которые словами без потерь крайне непросто, заявил режиссер фильма Михаил Архипов 17 сентября на пресс-конференции в рамках 17-го Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Отвечая на вопрос, какая идея лежит в основе фильма: вечное возвращение по великому немецкому философу Фридриху Ницше, о чем он упоминал во время общения со зрителями после просмотра фильма, или же идея самопожертвования во имя искупления, «починки поломанного времени» как у великого английского писателя Уильяма Шекспира, Архипов отметил, что апелляцией к Ницше невозможно объять идею фильма.

«Дело в том, что я ответил цитатой из Ницше про вечное возвращение, потому что человек очень настаивал, скажите, о чем [фильм], а вот так вот вывалить сложную мысль, которую я пытался сформулировать кинематографическим изображением, сложно словами», — заявил режиссер.

По его словам, кино — это совершенно отдельный вид искусства, отличное от театра, литературы, музыки, и то, что можно объяснить киноизображением, нельзя до конца и без потерь объяснить словами. Произнесенная устно мысль может при этом показаться неполной. Поэтому словесно отразить всю полноту образного воплощения мысли в кадре очень сложно.

«Я могу сейчас косноязычно попытаться сформулировать… Да, и „порвалась цепь времен“ в том числе, да, и перерождение в том числе, и преображение в том числе… но, по большому счету, не в религиозном смысле, не в мистическом, а в некоем более универсальном, даже можно сказать в химическом смысле», — продолжил Архипов.

Он отметил, что апелляция к Ницше для него была каким-то средством поговорить о сложном со зрителем, отказавшись от чрезмерного словесного пафоса, как адресация к чему-то более или менее знакомому каждому, поскольку более пространные объяснения чреваты отстранением между зрителем, задающим вопросы и им как режиссером.

«Хотелось очень сложноподчинённую мысль туда внедрить…», — подытожил Архипов.

Отметим, что короткометражный фильм «Топливо» режиссера Михаила Архипова по мотивам произведений советского писателя Андрея Платонова повествует о человеке, который, отправляясь в поисках топлива для его заглохшего трактора, находит некий сарай с аппаратом для перегонки нефти. В безостановочных усилиях получить керосин герой фактически творит алхимическую мистерию. Это мистерия вечного возращения Ницше или создание Нового человека?

Читайте также: Режиссер Михаил Архипов: да грядет новый человек!