Пока цены на нефть растут, Иран может подождать с ядерной сделкой. Мнение

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Иран и США
Иран и США

Ободренные резким ростом цен на нефть власти Ирана не спешат возрождать ядерную сделку с мировыми державами, 5 мая сообщает Reuters со ссылкой на три источника, знакомых с ситуацией в Тегеране.

В прошлом году Исламская Республика вела переговоры с США об отмене санкций, которые сократили доходы и резко ухудшили экономические трудности для простых людей, вызвав недовольство.

Но переговоры были приостановлены с марта, главным образом из-за того, что Иран настаивал на том, чтобы Вашингтон удалил Корпус стражей исламской революции (КСИР), элитные силы безопасности Тегерана, из списка иностранных террористических организаций США (FTO).

В то время как конечная цель по-прежнему состоит в том, чтобы возродить сделку и таким образом отменить санкции, иранские официальные лица заявили, что растущие цены на нефть открыли окно возможностей для Ирана за счет увеличения доходов, давая экономике месяцы передышки.

«Наша ядерная программа продвигается, как и планировалось, и время на нашей стороне», — сказал высокопоставленный иранский чиновник, который отказался быть названным, потому что он не был уполномочен обсуждать чувствительные политические вопросы со средствами массовой информации.

«Если переговоры провалятся, это не будет концом света», — сказал чиновник, добавив, что тот факт, что экономика Ирана сейчас не так сильно зависит от возобновления сделки, обеспечит сильные рычаги влияния для ее переговорщиков, если переговоры возобновятся.

Экспорт нефти из Ирана, который занимает четвертое место в мире по запасам сырой нефти, резко упал с пика в 2,8 миллиона баррелей в день в 2018 году до 200 000 баррелей в сутки.

Хотя Иран не разглашает точные цифры продаж нефти, иранский чиновник заявил, что в настоящее время они составляют около 1,5 млн баррелей в сутки, причем большая часть идет в Китай с большой скидкой, которую иранские власти отказались раскрывать.

Мировые цены на нефть остаются высокими, однако нефть марки Brent достигла $ 139 за баррель в марте, что является самым высоким показателем с 2008 года.

Иранский парламент увеличил потолок экспорта нефти и конденсата с 1,2 миллиона баррелей в сутки по цене 60 долларов в прошлом году до 1,4 миллиона баррелей в сутки на основе 70 долларов за баррель в государственном бюджете, сообщили иранские государственные СМИ в марте.

Джихад Азур, директор департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда (МВФ), сказал, что иранская экономика приспособилась к санкциям за последние несколько лет.

«И рост цен на нефть, и увеличение добычи нефти (Ирана) составляют дополнительный, я бы сказал, рост доходов», — сказал Азур Reuters.

Тем не менее, Генри Рим, иранский аналитик консалтинговой группы Eurasia, сказал, что Исламская Республика недооценивает ценность смягчения санкций и переоценивает свои способности.

«Иранские лидеры, вероятно, рассматривают более сильные внутренние экономические показатели, ограниченное применение США нефтяных санкций и более широкое отвлечение Запада, учитывая конфликт на Украине, как причины, по которым не нужно отчаянно добиваться сделки», — сказал Рим. — «Хотя они, вероятно, останутся открытыми для сделки по правильной цене».

Несмотря на недавний рост доходов, санкции продолжают оказывать серьезное влияние на повседневную жизнь в Иране, а это означает, что все, от бизнес-элиты до семей с низкими доходами, сталкиваются с растущей инфляцией, падающей валютой и растущей безработицей.

Иранский аналитик Саид Лейлаз сказал, что внутренние экономические проблемы Ирана, включая бесхозяйственность и коррупцию, которые истощают доходы, необходимые для инвестиций, создания рабочих мест и развития, представляют собой большую проблему для истеблишмента, чем санкции.

Официальный уровень инфляции составляет около 40%, в то время как некоторые люди оценивают его более чем в 50%. Почти половина 82-миллионного населения Ирана сейчас находится за чертой бедности. По неофициальным оценкам, безработица значительно превышает официальный уровень в 11%.

«Все экономические показатели указывают на ухудшение экономических реалий в Иране. Сказать, что Иран сидит на пороховой коробке, не преувеличение», — сказал Алекс Ватанка, директор иранской программы в Институте Ближнего Востока.

Цены на основные товары, такие как хлеб, мясо и рис, растут ежедневно. Иранские СМИ часто сообщают об увольнениях и забастовках рабочих, которым не платили месяцами, в том числе на государственных заводах.

Владение домом в Тегеране невозможно для многих. Цены выросли в последние месяцы примерно на 50% в некоторых областях. Валюта упала более чем на 70% по отношению к доллару США с 2018 года.