В Ливане вызвали на допрос из-за перестрелки высокопоставленного политика

Военная разведка вызвала на слушания по поводу перестрелки со смертельным исходом в Бейруте в октябре христианского политика Самира Гиагея 25 октября сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к партии.
В результате столкновений 14 октября семь человек — последователей ливанской шиитской группировки «Хезболла» и ее союзника, движения «Амаль» — погибли в результате уличной перестрелки в Бейруте.
Гиагеа опроверг утверждения обеих сторон о том, что боевики, лояльные его партии «Ливанские силы», обстреляли демонстрантов снайперским огнем. Он заявил, что жители района с христианским большинством, где имело место перестрелка, действовали в целях самообороны.
Демонстранты собрались, чтобы потребовать отстранения судьи Тарека Битара, расследующего прошлогодний взрыв в порту, в результате которого погибло более 200 человек.
«Хезболла», «Амаль» и христианское движение «Марада» обвинили Битара в политизации расследования после того, как он попытался допросить бывших министров, связанных с двумя последними партиями.
Слушания по делу Гиагеи назначены на 9 часов утра 27 октября в Министерстве обороны в Ярзе.
«Все политические силы (вовлеченные) должны быть вызваны, как Гиагея, но ясно, что есть мотив у «Ливанских сил» и их руководителя», — сказал источник.
Отвечая на сообщения о том, что его вызовут на слушание, Гиагея сказал в интервью, что он пойдет «при условии, что Насралла будет выслушан до меня». Гиагея имел в лидера «Хезболлы» Сайеда Хасана Насраллу.
Депутат парламента Сетрида Гиагея, жена Самира Гиагеи, заявила в заявлении, что на судебную власть оказывается давление с целью нападения на «Ливанские силы».
Ливанский судья также обвинил 68 человек, включая 18 задержанных, в убийстве и подстрекательстве к межконфессиональной розни в ходе столкновений. Их политическая принадлежность пока остается неясной.
На кадрах, опубликованных после этого события, было видно, как по крайней мере один человек был застрелен солдатом армии Ливана. Представитель ливанской армии заявил, что инцидент расследуется военным судом в рамках более широкого расследования столкновений.
Отдельно Высший судебный совет Ливана, один из высших судебных органов страны, встретился с судьей Битаром, чтобы обсудить ход расследования взрыва в порту и настоятельно призвал к его скорейшему завершению следствия.
История вопроса
4 августа в столице Ливана произошел один из самых мощных неядерных взрывов в истории — в порту Бейрута загорелся и взорвался склад, на котором хранилась пиротехника и 2750 тонн аммиачной селитры.
В результате взрыва мощностью более 400 тонн в тротиловом эквиваленте один из крупнейших портов Ближнего Востока оказался почти полностью уничтожен. Были разрушены и повреждены дома и общественные здания во всех окружающих районах. В отделенных районах Бейрута выбило стекла в домах, а грохот взрыва был слышен даже на Кипре.
Подтвержденное число жертв взрыва на утро 6 августа составляло 140 человек. Ранения получили более 4000 жителей Бейрута, и многие из них находятся в тяжелом состоянии. Город остался без электричества, а весь Ливан — на грани голода из-за уничтоженного взрывом трехмесячного запаса зерна, который хранился в порту.
На данный момент официальными лицами уже описана приблизительная картина трагедии. Взрывоопасный груз оказался в порту еще в 2014 году — его сгрузили с арестованного судна Rhosus, которое везло селитру из Грузии в Африку и остановилось в Бейруте. На том же складу оказалась пиротехника. А 4 августа 2020 года на складе производились сварочные работы, из-за которых сначала загорелась пиротехника, а затем сдетонировала селитра.
Таможня Ливана уверяет, что несколько лет требовала реэкспортировать груз, однако правительство для этого ничего не сделало. Руководство порта ссылается на решение суда, который требовал хранить груз на складах до решения о его продаже, и уверяет, что не знало, насколько аммиачная селитра опасна.
Де-юре всю ответственность за произошедшее несет правительство Ливана, в непосредственном управлении формально находится порт Бейрута. Но страну много лет раздирает политический кризис, состав правительства многократно менялся, и портом реально руководил неформальный совет из представителей диаспор, религиозных групп и прочих «авторитетных лиц». Как и почти всем в Ливане.
Интересно, что в день трагедии международный трибунал по Ливану в Гааге должен был вынести приговор в отношении подозреваемых боевиков шиитской «Хезболлы», которые обвиняются в организации взрыва, жертвой которого в 2005 году стал премьер-министр Ливана Рафик аль-Харири.
Оглашение приговора было перенесено, но само такое совпадение, еще и на фоне очередного военного обострения на израильско-ливанской границе, вызвало много вопросов как в Ливане, так и за его пределами.
Впрочем, действующий премьер-министр Ливана Хасан Диаб пообещал провести справедливое расследование обстоятельств трагедии и наказать всех виновных. Однако от международной помощи в расследовании правительство уже отказалось.