Калининградская неделя: такая разная память
В области почтили память воинов-интернационалистов, посмотрели спектакль спонсируемого немецким фондом московского театра, начали готовиться к празднику Великой Победы, а также разошлись во мнениях по поводу необходимости «примирения над могилами».
Памятная дата, 30-летие вывода ограниченного контингента Вооруженных сил СССР из Афганистана, отмечена в Калининградской области, как и по всей стране. Прошли торжественные приемы, вручены почетные грамоты бывшим воинам-интернационалистам, продолжающим и сейчас трудиться на различных постах.
14 февраля состоялся митинг и были возложены цветы в парке Победы к памятнику «Пограничникам всех поколений». Сейчас в регионе проживают 250 бывших пограничников, прошедших афганскую войну.
15 февраля кадеты и курсанты военных учебных заведений с портретами погибших при выполнении интернационального долга советских военнослужащих («Бессмертный батальон») проследовали колонной к монументу «Скорбящие родители». Вместе с ними шли и члены организаций, объединяющих воинов-интернационалистов.
«Родина, помни погибших сыновей» было написано на транспаранте, закрепленном на борту бронетранспортера, движущегося во главе колонны.
«Кантград» с перформансом
Получила продолжение история с показом в Калининграде «документального» спектакля «Кантград» московского Театра.doc.
Напомним, постановка сделана по книге «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев» авторского коллектива Калининградского государственного университета (ныне БФУ им. Канта), написанной еще в самом начале 90-х годов под патронажем немецких партнеров. В ней выразительно показаны образы двух групп населения: пришлых советских варваров и безвинно страдающих высококультурных немцев. Издание книги с самого начала сопровождалось скандалами, но тем не менее она считается ценным «научным» источником для изучения послевоенной истории региона.
Спектакль в художественной форме воплощает идеологему «двух тоталитаризмов», жертвами которых являются в равной мере победители и побежденные. Из этой идеологемы следует вывод о необходимости исправить «несправедливость» по отношению к бывшему населению Восточной Пруссии.
Известие о том, что спектакль будет показан на площадке муниципального учреждения культуры «Музей „Фридландские ворота“», вызвало объяснимо неоднозначную реакцию у потенциальных зрителей. Также им, по-видимому, озаботился и кто-то среди чиновников — «как бы чего не вышло». На эту мысль наводит тот факт, что директор музея Андрей Ярцев (к слову, один из авторов книги, по которой сделана постановка) за два дня до ранее анонсированного показа вдруг заявил о его отмене. Это вызвало без преувеличения истерическую реакцию либеральной части калининградской общественности. Для показа спектакля оперативно была найдена другая площадка, частная. На ней он и прошел, благодаря скандалу — с аншлагом.
К слову, фонд им. Генриха Бёлля, сделавший калининградцам подарок в виде спектакля «Кантград», на этой неделе отметился в Калининграде еще раз. Областная научная библиотека предоставила свою площадку для мероприятия НКО «Экозащита!», иностранного агента этого фонда. «Экозащита!» провела свою выставку и презентовала книгу о региональных явлениях глобального изменения климата. Т.е. фонд Бёлля не только продвигает «ценности демократии и прав человека» (среди которых идеология гендерного равенства), но и защищает окружающую среду.
Спектакль «Кантград» представляет собой гремучую смесь: это любовная история советского офицера и изнасилованной советскими же солдатами немки (ей герой-любовник помогает остаться на родине), сопровождаемая сентенциями «нашего всего» философа Иммануила Канта. Их изрекает ещё один персонаж — помешанный старик-немец.
Спектакль вдохновил местного мастера актуального искусства, поэта и по совместительству социального психолога Александра Дубровского. Он устроил перформанс у могилы философа и в ее окрестностях.
14 февраля, «отрастив» себе картонные ангельские крылья («образ городского ангела») Дубровский, перемазавшись в крови, съел тарелку сырых куриных сердец. Его «игра со смыслами» была запечатлена на фото и обнародована. Свою акцию художник связал непосредственно со спектаклем «Кантград», ему также «хотелось показать брутальную сторону праздника [дня всех влюбленных], обыграв образ серцееда».
Исповедующая культ св. Канта либеральная часть общественности, несмотря на свою приверженность европейским ценностям, в том числе толерантности, почувствовала себя оскорбленной: «Канта пачкают!» Как написал на своей странице в Facebook один из сотрудников городской администрации, «в городе крайне мало поводов для исторической значимости, а тут КАНТ!» (выделение авторское — прим. ИА Красная Весна).
Действительно ли в городе мало поводов «для исторической значимости»?
Пока либеральная часть гражданского общества (в том числе «контактные группы» — получатели грантов по программам приграничного сотрудничества Польша — Калининградская область — Литва) озабочена сохранением германского «исторического наследия» и носится с Кантом, в регионе началась подготовка к знаменательной дате — 75-й годовщине Победы. В оргкомитет вошли высокие городские чиновники, правоохранители и представители ветеранских организаций. В планах — улучшение жизни ветеранов и приравненных к ним лиц, а также реставрация, ремонт и благоустройство мемориалов. Только в областном центре таких объектов 39, среди них 19 братских могил. Сейчас в городе живут 32 участника штурма Кёнигсберга и 2995 ветеранов Великой Отечественной войны.
Единороссы осуществляют свой проект — «Историческая память». В общественном региональном совете проекта председательствует руководитель поискового отряда «Совесть» Руслан Хисамов. В ходе прошедшего на неделе заседания совета он напомнил об уникальности региона не только в силу его географического расположения, но и с точки зрения сохранения исторической памяти, поскольку «Восточно-Прусская операция унесла многие жизни наших воинов-освободителей».
Надо сказать, что калининградские общественники уже проделали и продолжают делать огромную работу по поиску и систематизации информации о воевавших и погибших на этой земле советских воинах. Данные более чем о 120 тысячах из них внесены в специальную базу, а в настоящее время, по словам Хисамова, есть «идея создания информационного источника по консолидации, коммуникации и обмену информацией» на межрегиональном уровне. Продолжается работа и по поиску еще не найденных захоронений.
Отметим, однако, что тот же Руслан Хисамов является представителем в регионе Германского народного союза по уходу за воинскими захоронениями. Отметим и то, что состояние немецких захоронений в Калининградской области зачастую гораздо лучше, чем советских военных мемориалов. Германский союз в своей деятельности руководствуется принципом: «Солдатские могилы являются главными проповедниками мира, и их значение, как таковых, будет всё более возрастать». Напомним, нашумевшее некоторое время назад выступление школьников из Нового Уренгоя в бундестаге, организованное с подачи Германского союза, полностью соответствует официальному лозунгу этой организации — «Примирение над могилами — работа во имя мира». Мира, в котором итоги Второй мировой войны, закрепленные одержанной 75 лет назад победой нашего народа, подлежат пересмотру — именно такой результат планируется реваншистами, как бы ни пытались они лицемерно это отрицать.
Крутое пике регионального отделения партии «Яблоко»
Тему «Солдатские могилы — проповедники мира» на неделе продолжили калининградские «яблочники» — так озаглавлено заявление регионального отделения партии, подписанное его руководителем Игорем Плешковым. Опубликовано оно в ответ на демарш одного из местных отделений — Балтийского, в полном составе из партии вышедшего.
Конфликт зрел в течение нескольких месяцев. Его причиной послужил отказ руководства реготделения партии дать «должную оценку» поступку однопартийца Сергея Дустина, который в День Победы 9 мая 2018 года почтил память немецких солдат, погибших при обороне Пиллау (ныне Балтийск) и похвалился этим на своей странице в Facebook.
Дустин, а вместе с ним и всё руководство реготделения, считает этот поступок «гуманистической акцией», которая «служит цели примирения … между народами и людьми». Подписанное Плешковым заявление напоминает, что политика примирения — это официальная политика РФ. Его авторы также отмечают заслуги Германского союза по уходу за воинскими захоронениями и в обустройстве многочисленных немецких мемориалов на территории России.
Региональное отделение «Яблока» «не приемлет разжигание межнациональной розни, опасной милитаристской риторики, квазипатриотичекого популизма и провокационных действий, разрушающих добрые созидательные отношения между народами других стран и внутри России». Из заявления следует, что «разжиганием межнациональной розни» является и поддержка со стороны теперь уже бывшего руководителя Балтийского местного отделения Ивана Привалова «военной авантюры на Донбассе», о чем тот «неоднократно заявлял». «Военной авантюрой» названо сопротивление населения Донбасса политике геноцида, осуществляемой киевской хунтой.
Цитата из заявления Ивана Привалова:
«Ничто не может служить основанием для заявлений о том, что Вторая мировая война была общей трагедией без правых и виноватых. Сказать так, значит забыть о сожженных селах и городах, забыть про жертвы Бухенвальда, Освенцима и Бабьего Яра.
Бывшие члены Балтийского местного отделения «Яблока», вышедшие из партии вместе с Приваловым, считают, что возложение цветов к немецкому мемориалу в День Победы означает оскорбление памяти наших предков, погибших в боях с фашизмом. Подчеркивается, что недопустимо уравнивать победителей и побежденных, а псевдогуманистические акции, которыми гордятся такие, как Дустин и руководство регионального отделения партии, — это попытки переписать историю, стерев из памяти самый факт проявленного в годы войны героизма советских воинов и граждан.
Отметим, что партия «Яблоко», и ранее не слишком популярная в регионе, стремительно теряет последние позиции: в настоящее время она представлена всего лишь одним депутатом в Калининградском городском совете депутатов. И тот — бывшая актриса Александра Яковлева, на своем рабочем месте практически не появляющаяся, но тем не менее сумевшая обратить на себя внимание заявлением о том, что ее родной город, оказывается, не Калининград, где она родилась, а Кёнигсберг.