1. Война идей
  2. Неонацизм в Германии
Бранденбург, / ИА Красная Весна

Немецкий политик, прославляющий вермахт, высказался о нацистах

Изображение: Metropolico.org, CC BY-SA 2.0
Александр Гауланд
Александр Гауланд

Нацистам не место в партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), заявил лидер этой правой немецкой партии Александр Гауланд 13 октября во время партийного съезда АдГ в Бранденбурге, сообщает немецкое издание Die Welt.

Во время партийного съезда АдГ в Бранденбурге Александр Гауланд заявил, что членам партии необходимо отстраниться от людей «с национал-социалистической идеологией». При этом лидер АдГ пояснил, что он делает подобные заявления не для того, чтобы избежать возможного расследования со стороны Федерального ведомства ФРГ по охране конституции, а потому что это «соответствует духу партии».

Напомним, что на этой неделе 13 федеральных земель ФРГ послали в Федеральное ведомство по охране конституции Германии многостраничные отчеты о предполагаемых антиконституционных действиях партии АдГ.

Напомним также, что значительное влияние в партии АдГ имеет ее ультраправое крыло, к которому относится Александер Гауланд. В частности, лидер АдГ заявлял, что «немцы имеют право гордиться действиями немецких солдат в Первой и Второй мировых войнах...».

Правая партия «Альтернатива для Германии» имеет в своем ядре людей с ультраправыми взглядами. Так, лидера партии АдГ Александер Гауланд, заявляющего о гордости за действия солдат вермахта во время Второй мировой войны, явно нельзя отнести к борцам с нацистами.

Комментарий редакции

Делая высказывания о негативном отношении к национал-социалистам в партии АдГ, Гауланд преследует три цели. Во-первых, он пытается избежать возможного расследования со стороны Федерального ведомства ФРГ по охране конституции, т.к. подобное расследование становится очень вероятным в связи с недавним обращением в этот орган представителей большинства федеральных земель ФРГ. Подобное заявление позволит Гауланду впоследствии сказать, что ультраправые высказывания и действия членов АдГ являются не проявлением политики партии, а всего лишь позицией отдельных лиц.

Во-вторых, Гауланд хочет создать благоприятный образ партии в публичном пространстве. Он делает громкое заявление против нацистов, которое разделяет большинство немецких избирателей. Тем самым он пытается завоевать симпатии умеренно-правых или правоцентристских избирателей.

В-третьих, Гауланд дистанцируется не от людей с ультраправыми взглядами вообще, а от конкретных нацистов гитлеровского толка — людей, прославляющих действия Гитлера и пытающихся один в один повторять программу и действия национал-социалистов. Такие люди во многом неудобны сейчас для Гауланда, т.к. они ведут слишком грубую, то есть неэффективную политику по реабилитации нацистского прошлого Германии.

Гауланд же и АдГ пытаются действовать умнее и тоньше. Например, Гауланд обеляет не все нацистское прошлое Третьего рейха целиком, а пока только его отдельные части, в частности — солдат вермахта, действиями которых во время Второй мировой войны, по мнению Гауланда, немцы могут гордиться.