Робот-гуманоид от Илона Маска в 2022 году — реальность или блеф?
В августе 2021 года Илон Маск объявил, что Tesla создаст гуманоидного робота, предназначенного для «решения опасных, повторяющихся, скучных задач», который будет реагировать на голосовые команды. Прототип было обещано продемонстрировать в 2022 году. Сможет ли его компания осуществить эту цель, задается вопросом журнал New Scientist в номере за 31 декабря.
Tesla многого добилась с тех пор, как Маск основал фирму по производству электромобилей в 2003 году, доведя ее стоимость до $1 трлн, продав более полумиллиона автомобилей и создав глобальную сеть из более чем 2000 зарядных станций для них. Но были также сбои и задержки.
Маск обещал, что к 2020 году на дорогах появится миллион самоуправляемых такси. Он давно рекламировал скорое наступление полной автономии в движении своих автомобилей; запланировал выпуск грузовика Tesla в 2020 году, а вскоре после этого — Cybertruck в 2021 году. Все эти крайние сроки уже миновали или будут пропущены. Сам Маск признал, что ему не хватает пунктуальности, но настаивает на том, что большинство его предсказаний рано или поздно сбудутся.
Согласно августовской презентации Маска, робот по имени Optimus, которого разрабатывает компания, будет иметь рост 173 сантиметра и вес 57 килограммов, а перевозить сможет груз весом до 20 килограммов.
По словам Маска, большая часть технологий в самоуправляемых автомобилях Tesla применима к роботам-гуманоидам и должна дать им преимущество. «Tesla, возможно, является крупнейшей в мире компанией по робототехнике, потому что наши автомобили похожи на полуразумных роботов на колесах», — говорил он. — «В некотором роде имеет смысл перенести это на гуманоидную форму».
Тетсуя Огата из Университета Васэда в Токио считает, что разработка робота должна продвигаться хорошо, иначе компания не стала бы делать таких смелых заявлений. Но он ожидает, что проблемы возникнут не с искусственным интеллектом, где у Tesla, безусловно, большой опыт, но в сфере оборудования, где такой опыт отсутствует, потому что роботы-гуманоиды намного сложнее автомобилей.
«Очень сложно разработать руки робота, которые могли бы выполнять те же задачи, что и человек», — говорит он. «Большой проблемой является и воспроизведение ощущений, которые обеспечивают тактильную обратную связь».
Чжунью Ли из Калифорнийского университета в Беркли восхищается намерениями Маска, но считает установленный крайний срок «очень амбициозным». Он ожидает, что Tesla достигнет своей цели демонстрации какого-либо прототипа, но, возможно, столкнется с проблемами при выводе его на рынок.
«Заставить прототип пройти несколько коротких демонстраций не так уж сложно для их умных инженеров, но заставить человекоподобных роботов надежно работать в повседневной жизни — это совсем другая история. Для этого требуется надежное оборудование, надежный алгоритм управления роботом, который поможет обнаружить и избежать препятствия, предотвратить падение или обеспечить восстановление, если оно все же случится, на это могут уйти годы», — говорит он.
Другие считают, что технологически решить задачу можно, но не в той стройной форме, которую обещает Маск. Флориан Рихтер из Калифорнийского университета в Сан-Диего указывает на робота Atlas от Boston Dynamics, который может бегать, прыгать и выполнять целый ряд задач, но который также имеет громоздкий корпус и большой аккумулятор типа рюкзака.
«У Tesla много работы, которую нужно сделать. Я думаю, что их цель создания прототипа аппаратного обеспечения в течение года полностью выполнима, но, вероятно, с половиной желаемой мощности и некоторым компромиссом в весе», — говорит Рихтер. Как пишет New Scientist, ни Tesla, ни Илон Маск не ответили на просьбу об интервью.