Каменные гости пришли в Азов и остались в нем навсегда

Изображение: Константин Колесников
Русалка
Русалка
Русалка

Более 30 лет назад в Азове появились каменные гости и остались в нем навсегда. Произошло это благодаря любви. Любви бывшего главного архитектора Азова, почетного члена Российской академии художеств по отделению архитектуры Владимира Фоменко к городу и горожанам, желания так изменить облик города, чтобы сделанное радовало, вызывало интерес как у жителей, так и у многочисленных гостей города, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Любовь архитектора к городу должна выражаться в поэтизированном восприятии его прошлого, настоящего и будущего! Если этого нет, то и браться за преобразование облика города нет смысла! Ошибки, допущенные в работе, они не на бумаге, где можно что-то стереть, исправить, они останутся городу. Быть архитектором — большая ответственность перед временем!» — заявил бывший главный архитектор.

Осенью 1991 году в Азов к Фоменко пришел молодой, лет 35, скульптор Сергей Олешня с предложением создать в Азове парк скульптур, а для этого организовать в городе пленэрный творческий симпозиум скульпторов. Аналогичные симпозиумы Олешня и его друзья скульпторы провели на тот момент уже в восьми городах страны.

«Не знал я, что судьба свела нас тогда на все последующие годы для совместной творческой созидательной деятельности. Он сразу выразил мне свое желание что-либо сделать для города как скульптору, тем самым как бы смазав мою душу бальзамом», — вспомнил Фоменко.

По словам Фоменко, в начале 1990-х годов ему стало ясно, что в Азове совсем мало произведений монументального искусства, хотя в 1950-е и 1960-е годы Азов украшали скульптурными изваяниями. К девяностым годам они почти все оказались утраченными, так как были изготовлены «по-бедности» из весьма недолговечных материалов: из гипса, цемента и бетона.

Азовские власти горячо откликнулись на предложение главного архитектора украсить город малыми скульптурными формами, поддержали его и всячески помогали в организации мероприятия.

Летом 1992 года в Азов прибыли приглашенные Олешей 15 скульпторов из Уфы, Рязани, Магнитогорска, Таганрога, Тюмени, Москвы, Тамбова, Ростова-на-Дону. «И он говорил: давайте, ребята, сделаем для города вот так-то, так-то. Заплатят — хорошо, не заплатят — подарим», — привел Фоменко слова Олеши. И скульпторы согласились подарить Азову все созданные ими произведения в камне.

И мы им завезли камней 15 огромных таких, из Белой Калитвы, и выбрали место — базу отдыха «Строитель».

К их приезду уже было подготовлено место, где они могли бы жить, работать, отдыхать и даже ловить рыбу — база отдыха «Строитель» около села Кагальник Азовского района. Кормили ваятелей в ближайшей сельской столовой.

Фоменко вспомнил, что на базу отдыха из Богураевского карьера Белокалитвенского района Ростовской области «им завезли камней 15 огромных таких» глыб песчаника. «Отдых и свободное творчество им были обеспечены», — пояснил Фоменко.

Как пояснил бывший главный архитектор, каждый из приехавших тему для своей скульптуры выбирал сам. Многие при этом вспоминали историю Азова.

«Тематика была разная, я им не задавал. Говорил, делайте как вы думаете, для души для своей. Они и драконов делали, и какие-то философские кресла высекали, и казачью тему поднимали», — рассказал Фоменко, добавив, что скульптуры были установлены в центре Азова.

Ниже представлены некоторые из произведений скульптурного искусства, «каменных гостей» Азова.

Изображение: Константин Колесников
Летящий ангел
Летящий ангел
ангелЛетящий

Автор скульптуры «Летящий ангел» — Елена Черапкина из Москвы. Работа посвящена теме победы Петра I в 1696 году, когда русская армия захватила турецкую крепость Азов. Именно эта успешная военная кампания считается первым значительным свершением молодого царя.

Изображение: Константин Колесников
Русский воин
Русский воин
воинРусский

Валерий Иванович Сухаренко из Ростова-на-Дону изобразил русского воина времен Владимира Мономаха. Это страж, охраняющий город. На щите — надпись с инициалами автора.

Изображение: Константин Колесников
Скифская баба
Скифская баба
бабаСкифская

Автор скульптуры «Скифская баба» — Сергей Олешня из Ростова-на-Дону (родом из села Кулешовка). Используя традиционную для низовьев Дона пластику, автор постарался изобразить мирской сюжет: женщину-мать и дитя, как бы говоря: «Жизнь продолжается».

Изображение: Константин Колесников
Ангел с крестом
Ангел с крестом
крестомсАнгел

Вера Алексеевна Шкода из Таганрога создала ангела с крестом как отклик на победу русского воинства над турками, в результате которой воссиял над Азовом крест золотой. Ангел — символ победы и торжества православия на азовской земле. На скульптуре высечено великое славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир».

Автор скульптуры «Русалка» — Юрий Яценко из Ростова-на-Дону. Мифологический, аллегорический образ женщины-сирены из тех, что пели, соблазняя Одиссея.

Изображение: Константин Колесников
Запорожский казак
Запорожский казак
казакЗапорожский

Автор скульптуры «Запорожский казак» — Константин Коляда, Ростов-на-Дону (родом из хутора Метелёв Азовского района Ростовской области) — изобразил собирательный образ запорожского казака.

Изображение: Константин Колесников
Дракон
Дракон
Дракон

Автор произведения «Дракон» — Раиса Лысенина из Рязани. Она попыталась в скульптуре связать дракона, который у скифов и сарматов считался символом добра, хранителем домашнего очага с орлом, символом воздуха.

Изображение: Константин Колесников
Казак. Казачья воля
Казак. Казачья воля
воляКазачьяКазак.

Возлежащего казака изобразил скульптор Михаил Салычев из Тамбова. По словам автора, такой он видит казачью волю.

Изображение: Константин Колесников
Бомбардир эпохи Петра I
Бомбардир эпохи Петра I
IПетраэпохиБомбардир

Бравого бомбардира эпохи Петра I изваял Владимир Шарапов из Тюмени. Работа посвящена петровской эпохе.

Изображение: Константин Колесников
Посвящение Дмитрию Ростовскому
Посвящение Дмитрию Ростовскому
РостовскомуДмитриюПосвящение

Как посвящение соратнику и вдохновителю Петра I, покровителю Ростова-на-Дону, святителю Димитрию Ростовскому создал данную скульптуру Иван Черапкин из Москвы.

«Расставили мы их в центре. Всем понравилось. Я говорю, ребята, а если во второй раз приедете? Приедем. Им тоже ж понравилось. Второй раз они в 93-м году приехали», — сказал Фоменко.

Второй симпозиум в Азове состоялся в сентябре 1993 года. Тематика симпозиума была принята с уклоном к жанру анимализма, то есть изображение животных, не исключая мифологизма. Эта же команда скульпторов работала в городском парке, который решено было украсить на этот раз.

По следам азовского симпозиума Кирсан Илюмжинов, президент Калмыкии с 23 апреля 1993 по 24 октября 2005 года, заинтересовался мероприятием и организовал международный архитектурный симпозиум под руководством известного калмыцкого скульптора Нарана Эледжиева в столице республики, в Элисте.

Позднее — в 1997 и 1998 годах — в Элисте провели четыре международных конкурса под названиями «Великий шелковый путь», «Человек и природа глазами Востока», «Мир Давида Кугультинова» и «Планета Каисса». В результате на улицах Элисты появилось множество интересных произведений из камня.

Несколько лет назад в Азове вновь задумались о проведении скульптурного симпозиума с тем, чтобы украсить скульптурными произведениями уже Петровский бульвар, соединить центральную часть города и парк, уже украшенные каменными гостями. Однако пока власти Азова поддерживают эту идею только на словах.