Археологи СПбГУ провели раскопки древнего ижорского могильника
Завершены раскопки могильника у деревни Большое Стремление (Кингисеппский район, Ленинградская область), проводимые сотрудники лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г. С. Лебедева Санкт-Петербургского государственного университета, сообщает пресс-служба СПбГУ 3 августа на официальном интернет-портале вуза.
Изученный объект является самым крупным из полностью исследованных ижорских могильников конца эпохи Средневековья и начала Нового времени. В ходе работ было исследовано около 350 погребений XIII–XVII веков, такие работы проводились впервые за последние 30 лет.
Расположенный на вершине песчаного холма недалеко от города Сосновый Бор, за северной границей деревни Большое стремление, могильник открыт ветрам Финского залива. Он был открыт и частично изучен в 1980-х годах этнографом Ольгой Коньковой. Здесь жили водь, ижора и другие малые финно-угорские народы. К северу от могильника разрабатывался песчаный карьер, и к 2015 году часть кладбища уже была разрушена.
В 2019 году были проведены спасательные археологические работы под руководством старшего научного сотрудника лаборатории археологии СПбГУ Владислава Соболева. После перерыва в 2020 году из-за пандемии в мае 2021 года раскопки продолжились под руководством сотрудника лаборатории археологии Кирилла Шмелева.
Ученые исследовали более 1000 кв. м территории, открыли более сотни погребений, датированных XIII–XV веками. Оказалось, что кладбище занимает всю вершину холма — это значительно больше, чем предполагалось ранее. Археологи обнаружили детали костюма, фрагменты керамических сосудов, ножи, женские украшения, боевой топорик, шведские и русские монеты и другие находки.
Местные жители помнят о старом кладбище на холме и называют его «шведским кладбищем», связывая с побитыми когда-то шведами. Как отметил Соболев, перерождение представлений о старых деревенских кладбищах, когда они связываются не с предками, а с проходившими в той или иной местности завоевателями, типично для многих мест. По словам ученого, это происходило на территории Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской областей, Белоруссии
«В зависимости от региона древние кладбища называют „шведскими“, „литовскими“ или „французскими“», — сообщил Соболев.
Могильник у деревни Большое Стремление, вероятно, оставлен ижорами — местным финноязычным православным населением, основным крестьянским населением побережья Финского залива. Подчеркивается, что этот объект важен для изучения этнической истории Северо-Запада.
Часть из открытых захоронений относится к периоду шведского владычества. Самая «молодая» из обнаруженных здесь шведских монет датируется 1671 годом. Она была найдена в погребении в самой поздней, юго-западной части могильника. Ученые считают, что этот год является датой прекращения использования кладбища. Это значит, что наиболее поздние погребения были совершены не ранее 1671 года.
Обнаруженные останки в настоящее время изучаются антропологами. Планируется провести ряд исследований, результаты которых могут, кроме простых данных о поле, возрасте и травмах погребенных, установить родственные связи между похороненными людьми, а также выявить качество их жизни, перенесенные заболевания и другую информацию.
Некоторые данные о качестве жизни жителей данных мест во времена функционирования кладбища уже есть в распоряжении ученых. Так, Соболев указал, что в могилах найдены серебряные застежки и перочинные ножи европейской работы. По мнению археолога, эти находки свидетельствуют, что погребенные здесь люди не были бедными, раз могли позволить себе покупать дорогие импортные ножи, если можно приобрести дешевые у местного кузнеца.
Соболев также отметил, что было найдено всего два нательных крестика. По его словам, традиция хоронить умерших с так называемыми предметами личного благочестия появилась в России довольно поздно.
«Археологические исследования показывают, что на протяжении XI–XVII веков, а возможно, и части XVIII века было принято снимать крестик или нательную иконку с умершего перед погребением. На протяжении этого времени процент находок предметов личного благочестия очень низок — две-три находки на 50 могил», — сказал Соболев. Он уточнил, что смена традиции произошла, вероятно, в XVII или XVIII веках.