Чешский историк не исключает присвоения части золотого запаса белочехами
Золотой запас России находился под охраной Чехословацкого корпуса, часть из него «потерялась», сложно утверждать, что абсолютно ничего из этого золота не было присвоено, считает чешский историк Карлова университета в Праге Иван Шедивы, 7 февраля сообщает издание «Радио Прага».
Чешское издание подчеркивает, что легионеров обвиняют в присвоении значительной части золотого запаса России. Многие до сих пор убеждены, что финансовое благополучие межвоенной Чехословакии базировалось на русском золоте.
Однако чешский историк заявляет, что нет неоспоримых доказательств того, что белочехи украли золото Российской империи. Поезд с золотом шел из Казани в Сибирь, а потом по сибирской части Транссиба очень долго, часть вагонов пропали, но нельзя в этом винить легионеров. «С другой стороны, конечно, сложно утверждать, что абсолютно ничего из этого золота не было присвоено», — считает Шадивы.
Издание приводит отрывок из статьи в иркутской чешской газете «Československý Deník» от 10 января 1920 года. «Адмирал Колчак вез с собой 28 вагонов золотого запаса, государственные ценности, а также и другое государственное имущество. Поскольку русская охрана разбежалась и некоторые местные элементы агитировали, чтобы золото было роздано среди местной „бедноты“, и в виду того, что на территории средней Сибири до сих пор еще не образовалась единая антибольшевистская власть, дипломатический корпус решил, чтобы союзнические войска взяли имущество всего русского народа под свою охрану. Исполнение было вверено ген. Жаненом чехословацким ударникам, стоящим в Нижнеудинске», — сообщает чешское издание в 1920 году.
Но сколько золота из 28 вагонов было передано большевикам взамен пропуска эшелонов с чехословаками во Владивосток, чешский историк ответить затрудняется.
«Относительно передачи золота был составлен протокол. Передача состоялась 26 февраля 1920 года. Вагон с золотом приняла 7-я рота иркутского полка, и протокол подтверждает, что все было в порядке. Я не хочу подходить к этому вопросу формально, однако как я не могу доказать, что чехословаки ничего не брали, так никто из российских историков никогда не доказал обратное», — заявил Шедивы.
Напомним, директор музея ФСБ в Казани подполковник Ровель Кашапов считает, что к моменту отъезда из Владивостока на руках у легионеров оказалось 40 тонн российского золота, которые они привезли в Прагу, и эти средства поместили в «Легионбанк» (банк Легиона).
Чешский историк Томаш Кристлик в своей книге «Замалчиваемая история» пишет, что «Царские сокровища, попавшие в Казани в руки чехословакам, представляли собой 61 500 пудов золота в разной форме, а также серебро, драгоценные металлы (платина, иридий, осмий), бриллианты, драгоценные камни и несколько вагонов русских денег, а также печатный станок для их изготовления. Этими деньгами чехословаки рассчитывались за товары, и, вероятно, сами их печатали… Начальник финансового управления чехословацких войск в России (впоследствии директор Легионбанка) Франтишек Шип и другие и ранее искали способы, как захватить золото. Шип хотел официально конфисковать 2000 пудов золота (пуд=16,38 кг), которое намеревался использовать как основу для создания чехословацкой валюты».