Расплачиваясь картой, а не наличными, клиент легче расстается с деньгами
В мире, который становится всё более цифровым, наличные деньги становятся пережитком прошлого. С появлением кредитных карт, мобильных кошельков и схем «покупай сейчас — плати потом» всё больше потребителей отказываются от долларовых купюр, отдавая дань удобству безналичных платежей, пишет 12 июня портал Study Finds.
Однако этот сдвиг связан не только с удобством — он также может влиять на то, сколько мы тратим. Недавнее исследование проливает новый свет на «эффект безналичных платежей», показывая, что потребители, как правило, тратят больше при использовании цифровых методов оплаты по сравнению с наличными.
Чтобы разобраться в сложной взаимосвязи между способами оплаты и поведением потребителей, в австралийском Университете Аделаиды провели обширный метаанализ, собрав данные 71 исследования, охватывающие период свыше четырех десятилетий.
Обобщение их результатов, которые основывались на данных более чем 11 000 участников и 338 000 транзакций в 17 странах, позволило выявить четкие закономерности и сдерживающие факторы эффекта безналичных платежей.
Были рассмотрены три ключевых показателя расходов: общая потраченная сумма, количество приобретенных товаров и готовность потребителей платить. Исследователи изучили, как различные факторы, такие как особенности методов безналичной оплаты (например, кредитные карты или мобильные платежи), тип покупки (например, гедонистическая или утилитарная) и более широкие экономические условия (например, рост ВВП, инфляция), влияют на величину эффекта безналичных платежей.
Метаанализ выявил значимый эффект безналичных платежей, подтверждающий, что потребители действительно тратят больше при использовании цифровых методов оплаты по сравнению с наличными. Однако величина этого эффекта значительно варьировалась в зависимости от нескольких ключевых факторов.
Не выявилось никаких свидетельств того, что особенности методов безналичной оплаты, такие как возможность отсрочки платежа (например, с помощью кредитных карт) или прозрачность процесса оплаты, существенно влияли на расходы. А вот решающую роль играл тип покупки, причем эффект безналичного расчета был особенно заметен при «демонстративном потреблении» — покупках, которые использовались для обозначения богатства или статуса.
Более широкие экономические условия также повлияли на этот эффект безналичного расчета, причем он был сильнее в периоды экономического роста (т. е. увеличения ВВП), но не зависел от темпов инфляции. Исследование показало, что со временем он ослабевает, что позволило авторам предположить: по мере того, как потребители всё больше привыкают к цифровым платежам, психологическое воздействие на расходы может уменьшаться.
Как пишет Study Finds, для покупателей метаанализ служит напоминанием о том, как способы оплаты могут влиять на поведение в отношении расходов. Осознавая эффект безналичных расчетов и принимая меры по управлению расходами, такие как составление бюджета или использование наличных для определенных покупок, потребители могут контролировать свое финансовое благополучие в эпоху цифровых технологий.