Джонсон предложил Европе идею новой Римской империи с Турцией на периферии
Создать аналог Римской империи из Евросоюза и не входящих в него стран для оформления общеевропейского политического пространства предложил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон 29 июня на саммите G7 в Берлине.
Джонсон выдвинул свою идею вслед за предложением Эммануэля Макрона о создании Европейского политического сообщества. По словам Джонсона, новая Римская империя могла бы втянуть в себя Турцию и ключевые североафриканские государства в попытке укрепить «региональное единство».
Предложение Макрона о политическом сообществе, которое будет шире, чем ЕС из 27 стран, направлено в первую очередь на присоединение Украины и других восточноевропейских стран к «семье», даже если они еще не являются или никогда не станут членами блока. По словам президента Франции, новая группа позволит европейским странам, придерживающимся «основных ценностей» ЕС, сотрудничать в сфере безопасности, энергетики, транспорта, инфраструктуры и передвижения людей.
Издание пишет, ссылаясь на заявления французских официальных лиц, что Макрон давно хотел улучшить двусторонние отношения с Лондоном, но считает Джонсона ненадежным собеседником.
В беседе с журналистами во время поездки в Мадрид на саммит НАТО Джонсон заявил, что эта идея исходила от него, и добавил, что он также выступает за более широкий альянс, охватывающий страны Северной Африки.
«У меня была эта идея, когда я впервые стал министром иностранных дел, — сказал он, имея в виду свое пребывание на этом посту с 2016 по 2018 год. — Я считаю, что мы должны перестроить всю концепцию. Я думаю, что Турция должна быть там. Я думаю, что Магриб должен быть там, и я думаю, что мы должны воссоздать Mare Nostrum Римской империи».
Джонсон сказал, что идея Макрона «заслуживает внимания», если она совместима с более широкими целями Великобритании, но отметил, что также важно наладить отношения между странами, а не «изобретать новые структуры».
Однако, когда Макрон предложил эту идею в Европейском парламенте, он вспомнил, что его предшественник Франсуа Миттеран предлагал создать широкий европейский клуб в 1989 году, когда распался Советский Союз.
27 государств-членов начали обсуждать предложение Макрона, но по-разному видят, что оно должно повлечь за собой. Некоторые поддерживают свободный клуб для обсуждения общих проблем. «Нет конференц-зала, где встречаются все, от Исландии до Великобритании», — сказал один из дипломатов ЕС.
В последние дни британские официальные лица заявили, что отношения между Джонсоном и Макроном улучшились после предыдущей напряженности по таким вопросам, как пересечение Ла-Манша мигрантами и Brexit.
Джонсон и Макрон договорились о перезагрузке отношений в воскресенье во время переговоров один на один на саммите G7, по словам чиновника номер 10, который назвал их вновь обретенную близость «бромансом».
Елисейский дворец был заметно менее восторженным по поводу встречи Джонсона и Макрона, а один высокопоставленный чиновник сказал только: «Все прошло хорошо. Вот и все».