logo
Новость
/ Москва

«Дебилы», беспросветная жизнь и «совок» — обзор отзывов на «Довлатова»

Цитата из к/ф «Довлатов». Реж. Алексей Герман-младший. 2018. Россия, Польша, СербияЦитата из к/ф «Довлатов». Реж. Алексей Герман-младший. 2018. Россия, Польша, Сербия
© SAGa

Новый фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» неожиданно «выстрелил» в прокате. Полные залы, ажиотаж с билетами и преимущественно возрастная публика на сеансах — все это говорило о том, что на фильм о советском писателе-эмигранте массово пошли люди старшего поколения.

Корреспондент ИА Красная Весна подготовил подборку наиболее ярких высказываний о картине представителей российской интеллигентской среды.

«Я смотрел фильм и в какой-то момент подумал, — написал своим читателям в «Инстаграме» телеведущий Владимир Познер, — что было бы полезно многим вспомнить, какое это было время и особенно для писателей, художников, да вообще для людей талантливых, думающих самостоятельно, желавших идти своим путем, а не обязательно в рамках той идеологии, которая тогда диктовала, можно сказать, всё».

Познер подчеркнул, что советует посмотреть фильм прежде всего тем, кто «ностальгирует по советским временам». «Было бы полезно вспомнить, как это было, посмотреть еще раз. А потом, посмотрев, подумать, а хочется ли жить вот так, как тогда», — добавил он.

По словам литературного критика Дмитрия Самойлова, реальность 70-х годов изображена в фильме таким образом, что из нее можно выскочить только двумя способами. «Уехать или умереть. Причем не просто умереть, а погибнуть», — считает Самойлов.

Желанием передать эпоху объяснил замысел режиссера кинокритик Алексей Мошков. При этом, с его точки зрения, писатель Довлатов был нужен Герману-младшему лишь в виде инструмента. «Через него режиссер попытался продемонстрировать все уродство, абсурдность и кафкианство советского режима», — отметил Мошков.

Мысль о беспросветности советской жизни, изображенной в картине, озвучил в своем отзыве публицист Валерий Коровин. Цитата: «Крайне депрессивный, мрачный, весьма актуальный, символичный фильм. Абсолютно точная передача, созвучная текущему моменту: бессмысленность, невостребованность, апатия, депрессия, совок, застой и беспросветность», — написал Коровин в своем твиттере.

Стоит отметить, что в интервью телеканалу ЕТВ Алексей Герман-младший прокомментировал тему «беспросветности жизни», которую видят критики в его фильме. На просьбу журналиста дать оценку критическим рецензиям, в которых «начинают ругать за то, что всё беспросветно, у каждого героя этого фильма депрессия, ни одного лучика света, надежды» он сказал: «Не надо обращать внимание на дебилов». «Действительно, некоторое количество кретинов рассказывают про какую-то там беспросветность, а какое-то количество людей говорит: нет, мне фильм показался светлым», — пояснил режиссер.

Алексей Герман-младшийАлексей Герман-младший
(сс) А. Савин

По мнению автора картины, не стоит комментировать высказывания людей, которые не понимают, что был Довлатов как лирический герой и был другой Довлатов — настоящий. «Время не было не страшнее, не светлее, оно было примерно таким», — пояснил режиссер.

Кинокритик Антон Долин в своей рецензии на «Медузе» провел параллель между временем, изображенным в фильме, и сегодняшним днем. «И все-таки «Довлатов» выглядит пугающе современным», — считает Долин.

По словам критика, налицо параллель между нашим временем и 1970-ми годами: «Схлынувшая эйфория от полусвободы предыдущего десятилетия, чувство повсюду расставленных невидимых флажков, за которые выходить не рекомендуется, общая если не духота, то душноватость и трусливая присказка „Бывали времена пострашнее, грех жаловаться“», — заметил критик.

Искусствовед Тамара Ларина, написавшая рецензию на «Довлатова» для ИА REGNUM, пришла к похожему выводу. «И хоть Герман-младший с хитрой улыбкой утверждает, что ни на что не намекает своим фильмом, однако аналогии с днями сегодняшними бесстыдно напрашиваются сами», — заметила Ларина.

Надо сказать, что Алексей Герман-младший к таким параллелям журналистов относится скептически. «Если бы мы сейчас жили в 71-м году, то, я думаю, что кто-то бы сидел без работы, а кто-то бы работал в кочегарке», — сказал режиссер на «Дожде». «Вряд ли был возможен такой разговор и такой вопрос», — добавил он.

«Поэтому я старался время, с одной стороны, не романтизировать, потому что меня от всех этих конфетных фильмов об «оттепели» немножко подташнивает», — сказал режиссер в интервью «Настоящему Времени». «Но и сгущать, чтобы понравиться всем западникам, которые про нас мало что понимают, понимают очень простые коннотации — сложные не понимают, я тоже не хотел», — пояснил он.

По словам Германа-младшего, он не является демократом в классическом понимании. «Я считаю, что есть огромная историческая вина Запада за происходящее, я считаю, что Запад ничего не понимает в России, и я считаю, что они делают все ошибки, которые они могут сделать», — заметил режиссер.

Цитата из к/ф «Довлатов». Реж. Алексей Герман-младший. 2018. Россия, Польша, СербияЦитата из к/ф «Довлатов». Реж. Алексей Герман-младший. 2018. Россия, Польша, Сербия
© SAGa

«Была ли атмосфера начала семидесятых такой безнадежно-горькой?» — спрашивает кинокритик Леонид Павлючик. «Разумеется, нет. Были и радости, и любовь, и вера в лучшую жизнь, и солнце, которого совсем нет в фильме, иногда светило на небе», — поясняет он.

Критик считает, что события картины показаны глазами Довлатова: «Это проекция его изъеденного рефлексиями сознания, а иногда и подсознания, в котором реальность переплетается со снами. Да и весь фильм кажется тяжелым, липким сном, после которого обязательно наступает пробуждение…».

Напомним, 1 марта в прокат вышел художественный фильм режиссера Алексея Германа-младшего «Довлатов». Картина рассказывает о нескольких днях жизни советского писателя Сергея Довлатова и его коллег «по цеху» в Ленинграде в 1971-м году.

По данным на 4 марта, фильм успели посмотреть более 316 000 человек. В тот же день кассовые сборы картины превысили 98 млн рублей.