Борьба Пашиняна с церковью развивает его идею отказа от прошлого — мнение
Борьба премьер-министра Армении Никола Пашиняна с Армянской Апостольской Церковью (ААЦ) является воплощением его идеи по забвению героического прошлого, говорится в статье «Политическое значение сект. В Армении и не только», опубликованной 26 февраля в газете «Суть времени».
В статье рассматривается значение религиозных сект в Армении, а также использование их в борьбе за власть и в борьбе против Армянской Апостольской Церкви. Автор напомнил, что еще в 2005 году Пашинян в своей авторской статье «Забыть героическое прошлое» предлагал армянам отказаться от своей истории.
«В этой статье тогда еще не премьер-министр Армении ставил вопрос — какое именно наследство досталось армянам от предков? И отвечал, что это наследство даже не „ноль“, а нечто со знаком минус, „потому что наши предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно“», — отметил автор.
Он также обратил внимание на то, что Пашинян проклял предков за то, что они не обеспечили комфортное существование нынешнего поколения: «„Я осуждаю наших предков, — признается Пашинян, — проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо»», — отмечает автор.
Пашинян в своей статье предлагает сбросить обузу истории, обнулить всё и начать с чистого листа: «Всю более чем двухтысячелетнюю историю Армении Пашинян называет „порочным процессом“. И обвиняет во лжи тех историков, которые „наше позорное и унизительное прошлое накрывают вуалью героизма“. „Давайте забудем ее, — говорит об истории Пашинян, — давайте всё действительно начнем с нуля, как будто Господь только что создал нас, и в прошлом у нас ничего нет. Представляете, как легко станет дышать?“»
Подобный подход Пашиняна к истории повторяет то, что уже происходило в позднем Советском Союзе в эпоху перестройки и что в итоге привело к его гибели, считает автор. «Мы ведь проходили уже это, когда во всех кинотеатрах СССР крутили фильм Абуладзе „Покаяние“, в котором предлагалось прекратить героизировать свою историю, признать, что в этой истории не было ничего, кроме ужаса и смрада, выбросить труп отца на свалку и начать жизнь с нуля, с чистого листа», — подчеркивается в статье.
Напомним, после прихода к власти Пашинян лишил охраны Католикоса всех армян Гарегина II. В ноябре 2019 года он заявил, что если убрать предмет «История армянской церкви» из школьной программы, то от этого ученикам станет только лучше.
Когда в апреле 2020 года Католикос Гарегин II выступил с призывом к властям Армении изменить меру пресечения в отношении второго президента Армении Роберта Кочаряна и освободить его из-под ареста, руководимое женой Пашиняна издание «Айкакан жаманак» назвало слова Гарегина II «ударом в спину» и написало, что такие удары «никогда не прощаются».
Многие эксперты подчеркивают, что ядерным электоратом для Пашиняна стали прихожане неопротестантских сект. Крупнейшая из них — «Слово жизни» — насчитывает в Армении порядка 200 тыс. последователей, кроме того, в Армении находится один из трех мировых центров данного религиозного течения.
Более подробно вы можете ознакомиться с анализом сект в Армении в оригинальном материале.