Большую мозаику времен ГДР восстановили в восточногерманском Эрфурте
Большая мозаика Жозепа Ренау «Отношения человека с природой и технологиями» восстановлена в городе Эрфурт в Восточной Германии, сообщает 25 февраля сайт artnewspaper.ru.
Во времена ГДР эта работа мексиканского художника Жозепа Ренау, над которой он работал с 1980 по 1984 годы, украшала досуговый центр Эрфурта на площади Москауэрплац. Но после воссоединения Германии ее хотели разрушить, однако этому воспротивились жители города. Мозаика была включена в программу защиты исторического наследия, ее демонтировали со стены и поместили в специальное хранилище.
В декабре прошлого года мозаика, состоящая из 70 тысяч элементов, вновь была возвращена на прежнее место. Однако на месте некогда досугового центра новыми владельцами был выстроен центр торговый, который оказался ниже и меньше предшественника. Специально для большой мозаики была возведена бетонная конструкция, на метр отстоящая от фасада здания.
Творение мексиканца Жозепа Ренау, с 1958 года жившего в ГДР, «Отношения человека с природой и технологиями» имеет высоту 7 м и ширину 30 м. На мозаике изображены две руки с раскрытыми ладонями. В левой руке лежит яблоко, в правой находится разноцветный многоугольник. Левее яблока изображены природные мотивы, правую ладонь окружают геометрические фигуры и два компаса. Мозаика воспевает общество идеальных людей, живущее в гармонии с природой и подпитывающееся ею для своих технологических и научных достижений.
«В последние три десятилетия было снесено множество зданий, и находившееся на них искусство, как правило, уничтожалось вместе с ними, — рассказал эксперт по искусству ГДР Оливер Сукроу, изучавший полотно. — В 1990-е ценность такого искусства не понимали».
«Людям нравилась эта мозаика, — заявил отвечающий за культуру представитель властей Эрфурта Тобиас Кноблих. — Она была частью идентичности местных жителей. После падения Берлинской стены мы утратили такую огромную часть культурной инфраструктуры, что регионы вроде нашего стали безжизненными. Люди рады тому, что хорошее, появлявшееся в Восточной Германии, постепенно начинают признавать».