Китайские пошлины не дали австралийцам продать почти 3 млн бутылок вина

Изображение: Дмитрий Синица © ИА Красная Весна
Винный подвал. Бочки с вином
Винный подвал. Бочки с вином

Нераспроданное вино в объеме около 2,8 млн бутылок хранится в подвалах австралийских виноделов из-за комбинации торговых ограничений со стороны Китая и общих экономических тенденций, по оценке голландского сельскохозяйственного банка Rabobank, сообщает 15 августа Австралийская телерадиовещательная корпорация (ABC).

В новом отчете Rabobank рисует мрачную картину для винодельческой промышленности Австралии, где даже при скорейшей отмене высоких ввозных пошлин в КНР отрасли потребуется еще два года, чтобы вернуться к равновесию.

Китай был самым ценным экспортным рынком Австралии в 2020 году, но год спустя антидемпинговые тарифы фактически положили конец прибыльной торговле. В то же время экспорт из Австралии в Соединенное Королевство также сократился после достижения пика в 2020 году, поскольку экономика восстановилась после ограничений, связанных с COVID-19, и люди стали меньше пить дома.

Антидемпинговые тарифы Китая на бутилированное вино варьировались от 116,2% до 218,4%. В результате объем торговли на сумму 898 млн австралийских долларов (57 млрд руб.) в 2020 году сократился всего до 8,1 млн австралийских долларов (515 млн руб.) за финансовый год, длившийся с июля 2022 по июнь 2023 года.

Общая стоимость экспорта австралийского вина на все рынки за последние два года снизилась на 33%. Пошлины, введенные Китаем, являются предметом спора между странами во Всемирной торговой организации.

Как раз в тот момент, когда экспорт сокращался, производители винограда собирали одни из своих лучших урожаев, добавляя на рынок больше вина при меньшем количестве мест для его продажи. По оценкам отчета, в хранилищах находится более 2 млрд литров вина, что эквивалентно 2,8 млрд винных бутылок.

Rabobank рассмотрел три альтернативные сценария отмены китайских пошлин и пришел к выводу, что отрасли потребуется четыре года, чтобы вернуться к равновесию, если тарифы останутся в силе до 2026 года. Многие австралийские виноделы надеются, что тариф на вино может быть отменен в 2023 году после решения Китая отменить пошлины на ячмень ранее в августа.

Но даже в этом случае потребление вина в Китае сократилось вдвое по сравнению с его пиком в 2017 году, и в целом во всем мире люди пьют меньше вина, при этом потребление на всех рынках сократится на 3% в 2022-23 годах, по данным Wine Australia.

«Китайские потребители начали отказываться от вина в рамках более широкого снижения потребления алкоголя на душу населения, однако снижение оказалось более крупным для вина, чем для пива и крепких спиртных напитков», — прокомментировала младший аналитик RaboResearch Пиа Пигготт.

«Карантин из-за COVID и экономический спад, ограничивающий дискреционные расходы, также сыграли свою роль в снижении потребления до уровней, невиданных с 1990-х годов, — пояснила Пиггот. — Несмотря на то, что тарифы затронули только Австралию, за последние пять лет наблюдалось снижение объемов импорта из девяти из десяти крупнейших стран-поставщиков, поскольку потребители становятся более чувствительными к ценам».

Что касается рынка Великобритании, новые ставки пошлин на алкоголь перевесят любые скидки, достигнутые в рамках Соглашения о свободной торговле между Великобританией и Австралией.

«Таким образом, штрафы за австралийское вино в соответствии с этими новыми правилами ужесточаются, и на рынке будет дальнейшее давление на маржу, что скажется на росте австралийского экспорта в Великобританию», — добавила Пигготт.

С тех пор как были введены китайские пошлины, австралийские виноделы пытались найти новые рынки сбыта, продавая больше вина, чем когда-либо, в Таиланде, на Филиппинах и во Вьетнаме. Но переизбыток предложения вина продолжает расти, и Rabobank ожидает, что в ближайшие годы на рынке появится больше виноградников.

«Чтобы вернуться к балансу и прибыльности, необходимо сократить посевные площади, — говорится в отчете. — Таким образом, в течение следующих пяти лет мы увидим рационализацию активов по всей цепочке поставок».