1. Концептуальная война
  2. Соглашение по климату
Брюссель, / ИА Красная Весна

Брюссель обсуждает прекращение эры ископаемого топлива в Европе в 2050 году

Изображение: pxhere.com
Возобновляемые источники энергии
Возобновляемые источники энергии

В Европарламенте обсуждается стратегия-2050, призванная завершить эпоху сжигаемого топлива в Европе, в которой уголь, нефть и природный газ были главными двигателями экономики, сообщает 28 ноября испанская газета EL PAÍS.

В документе, к которому имела доступ газета EL PAÍS, указывается, что действующая в ЕС политика приведет к 2050 году к сокращению этих выбросов только на 60%. «Этого недостаточно для того, чтобы ЕС вносил вклад в достижение целей Парижского соглашения», — признает Брюссель в документе. Следовательно, утверждается в документе, необходима другая политика, чтобы к 2050 году достигнуть целевого показателя нулевых выбросов.

Европейская комиссия предлагает, чтобы выбросы парниковых газов в атмосферу в ЕС полностью исчезли к середине века. Брюссель, среди прочего, поднимает вопрос о том, что 80% электроэнергии должно будет поступать из возобновляемых источников энергии уже к 2050 году, используя высокие налоги для борьбы с самыми грязными технологиями.

Для того, чтобы сдвинуть европейскую политику с практически мертвой точки в нужное русло, неоднократно повторяются тезисы, прописанные в Парижском соглашении: глобальное потепление уже необратимо, поэтому подписавшие стороны договорились остановить максимальное глобальное повышение температуры хотя бы на уровне 1,5–2ºC. В соглашении предупреждается, что это последний шанс, чтобы избежать худших климатических катастроф.

Аргументы комиссии основываются на недавнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) — научной группы, консультирующей ООН, — в которой странам настоятельно предлагается действовать, даже в условиях риска неудач.

Но для того чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, бизнесу кроме «кнута» необходим и «пряник». И такой пряник для капиталистического общества нашелся.

Общие экономические последствия «являются положительными, несмотря на значительные дополнительные инвестиции, которые им необходимы», отмечается в документе комиссии.

Согласно расчетам Брюсселя, ВВП увеличится еще на 2% с помощью политики декарбонизации, которая приведет к достижению нулевой эмиссии. И это без учета экономической выгоды от искоренения ущерба, вызванного изменением климата, каковой недавний официальный отчет Брюсселя оценивает в 240 000 миллионов евро в год, если Парижское соглашение выполнить не удастся.

Европейский комиссар по вопросам климата Ариас Каньете подчеркивает, что благодаря Брюссельскому плану будет «снижаться преждевременная смертность от загрязнения воздуха более чем на 40%, а расходы на здравоохранение будут сокращаться на 200 000 млн евро в год». Расчеты комиссии в то же время показывают огромную экономию благодаря нулевой зависимости от импорта нефти: от двух до трех миллиардов евро с 2030 по 2050 год.

Стратегия комиссии говорит о преобразовании сектора электроэнергетики. Говорится, что к 2050 году «более 80% электроэнергии будет поступать из возобновляемых источников». К этому комиссия добавляет еще 15% для ядерной энергии, которая не имеет выбросов СО2, но имеет, по их доктрине, другие проблемы, связанные с отходами. Данная «дорожная карта» предусматривает закрытие всех угольных и газовых производств.

В случае транспорта существует значительное давление со стороны производителей автомобилей, поэтому комиссия не идет так далеко. Хотя в документе и говорится о важности электрификации автомобилей и грузовиков и не закрывает двери для «альтернативных видов топлива», таких как биотопливо.

Документ также ссылается на довольно противоречивую технологию улавливания и хранения углекислого газа, которая имеет большое социальное отторжение. Однако комиссия утверждает, что ее «развертывание» по-прежнему «необходимо». Брюссель также подчеркивает важность использования налогов и субсидий в качестве «эффективного инструмента для экологической политики».

Также комиссия пытается устранить опасения тех, кто сомневается в экономической рентабельности проекта и в своей Стратегии напоминает, что можно расти экономически и одновременно сокращать парниковые газы. В документе говорится, что Европа уже сделала это между 1990 и 2016 годами, когда в ЕС выбросы сократились на 22%, в то время как ВВП вырос на 54%. Таким образом Брюссель сейчас посылает мощный политический сигнал бизнесу в основном таких отраслей, как энергетика, транспорт, автомобильная промышленность, которая уже приступила к технологической гонке, чтобы адаптироваться к новой модели.

Но этой стратегии еще должны будут дать зеленый свет все двадцать семь стран — членов ЕС. Министры охраны окружающей среды из дюжины государств, включая Испанию, Францию и Италию, две недели назад подписали совместное письмо «Действия по климату и энергии» комиссару Мигелю Ариасу Каньете, в котором они призвали его быть амбициозным и в 2050 году достичь нулевой эмиссии. Однако такие страны, как Германия, являющаяся европейским экономическим двигателем, пока молчат по этому поводу.

Как только план получит одобрение, политическая машина ЕС будет приведена в действие для принятия нового законодательства. Благие намерения, которые комиссия излагает в этом документе, должны будут превратиться в широкий пакет конкретных мер, таких же, как те, что уже существуют на период с настоящего момента до 2030 года.

Напомним, еще год назад Европейский парламент призвал Еврокомиссию представить долгосрочную стратегию для Европейского союза (ЕС), чтобы полностью освободиться от вредных выбросов к середине века. И Брюссель представил ее сегодня. Стратегия нулевых выбросов к 2050 году предполагает увеличение европейских амбиций в войне против потепления. В 2009 году ЕС установил сокращение на 2050 год с 80% до 95% своих выбросов.

ООН также предупреждает, что страны должны утроить свои усилия по соблюдению Парижского соглашения. Также эксперты ООН призывают принять решительные меры против изменения климата.

Комментарий редакции

Таким способом ЕС пытается оторваться в технологическом плане от остальных стран, которым спустя некоторое время — под угрозой псевдонаучной доктрины глобального потепления — будет навязано резкое сокращение, если не запрещение, использования своих ископаемых, таких как уголь, нефть и газ.

Также Европейский союз таким образом намеревается полностью уйти от импорта российских нефти и газа, снизив тем самым и политическую необходимость договариваться с Москвой.