Брюссель обсуждает прекращение эры ископаемого топлива в Европе в 2050 году
В Европарламенте обсуждается стратегия-2050, призванная завершить эпоху сжигаемого топлива в Европе, в которой уголь, нефть и природный газ были главными двигателями экономики, сообщает 28 ноября испанская газета EL PAÍS.
В документе, к которому имела доступ газета EL PAÍS, указывается, что действующая в ЕС политика приведет к 2050 году к сокращению этих выбросов только на 60%. «Этого недостаточно для того, чтобы ЕС вносил вклад в достижение целей Парижского соглашения», — признает Брюссель в документе. Следовательно, утверждается в документе, необходима другая политика, чтобы к 2050 году достигнуть целевого показателя нулевых выбросов.
Европейская комиссия предлагает, чтобы выбросы парниковых газов в атмосферу в ЕС полностью исчезли к середине века. Брюссель, среди прочего, поднимает вопрос о том, что 80% электроэнергии должно будет поступать из возобновляемых источников энергии уже к 2050 году, используя высокие налоги для борьбы с самыми грязными технологиями.
Для того, чтобы сдвинуть европейскую политику с практически мертвой точки в нужное русло, неоднократно повторяются тезисы, прописанные в Парижском соглашении: глобальное потепление уже необратимо, поэтому подписавшие стороны договорились остановить максимальное глобальное повышение температуры хотя бы на уровне 1,5–2ºC. В соглашении предупреждается, что это последний шанс, чтобы избежать худших климатических катастроф.
Аргументы комиссии основываются на недавнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) — научной группы, консультирующей ООН, — в которой странам настоятельно предлагается действовать, даже в условиях риска неудач.
Но для того чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, бизнесу кроме «кнута» необходим и «пряник». И такой пряник для капиталистического общества нашелся.
Общие экономические последствия «являются положительными, несмотря на значительные дополнительные инвестиции, которые им необходимы», отмечается в документе комиссии.
Согласно расчетам Брюсселя, ВВП увеличится еще на 2% с помощью политики декарбонизации, которая приведет к достижению нулевой эмиссии. И это без учета экономической выгоды от искоренения ущерба, вызванного изменением климата, каковой недавний официальный отчет Брюсселя оценивает в 240 000 миллионов евро в год, если Парижское соглашение выполнить не удастся.
Европейский комиссар по вопросам климата Ариас Каньете подчеркивает, что благодаря Брюссельскому плану будет «снижаться преждевременная смертность от загрязнения воздуха более чем на 40%, а расходы на здравоохранение будут сокращаться на 200 000 млн евро в год». Расчеты комиссии в то же время показывают огромную экономию благодаря нулевой зависимости от импорта нефти: от двух до трех миллиардов евро с 2030 по 2050 год.
Стратегия комиссии говорит о преобразовании сектора электроэнергетики. Говорится, что к 2050 году «более 80% электроэнергии будет поступать из возобновляемых источников». К этому комиссия добавляет еще 15% для ядерной энергии, которая не имеет выбросов СО2, но имеет, по их доктрине, другие проблемы, связанные с отходами. Данная «дорожная карта» предусматривает закрытие всех угольных и газовых производств.
В случае транспорта существует значительное давление со стороны производителей автомобилей, поэтому комиссия не идет так далеко. Хотя в документе и говорится о важности электрификации автомобилей и грузовиков и не закрывает двери для «альтернативных видов топлива», таких как биотопливо.
Документ также ссылается на довольно противоречивую технологию улавливания и хранения углекислого газа, которая имеет большое социальное отторжение. Однако комиссия утверждает, что ее «развертывание» по-прежнему «необходимо». Брюссель также подчеркивает важность использования налогов и субсидий в качестве «эффективного инструмента для экологической политики».
Также комиссия пытается устранить опасения тех, кто сомневается в экономической рентабельности проекта и в своей Стратегии напоминает, что можно расти экономически и одновременно сокращать парниковые газы. В документе говорится, что Европа уже сделала это между 1990 и 2016 годами, когда в ЕС выбросы сократились на 22%, в то время как ВВП вырос на 54%. Таким образом Брюссель сейчас посылает мощный политический сигнал бизнесу в основном таких отраслей, как энергетика, транспорт, автомобильная промышленность, которая уже приступила к технологической гонке, чтобы адаптироваться к новой модели.
Но этой стратегии еще должны будут дать зеленый свет все двадцать семь стран — членов ЕС. Министры охраны окружающей среды из дюжины государств, включая Испанию, Францию и Италию, две недели назад подписали совместное письмо «Действия по климату и энергии» комиссару Мигелю Ариасу Каньете, в котором они призвали его быть амбициозным и в 2050 году достичь нулевой эмиссии. Однако такие страны, как Германия, являющаяся европейским экономическим двигателем, пока молчат по этому поводу.
Как только план получит одобрение, политическая машина ЕС будет приведена в действие для принятия нового законодательства. Благие намерения, которые комиссия излагает в этом документе, должны будут превратиться в широкий пакет конкретных мер, таких же, как те, что уже существуют на период с настоящего момента до 2030 года.
Напомним, еще год назад Европейский парламент призвал Еврокомиссию представить долгосрочную стратегию для Европейского союза (ЕС), чтобы полностью освободиться от вредных выбросов к середине века. И Брюссель представил ее сегодня. Стратегия нулевых выбросов к 2050 году предполагает увеличение европейских амбиций в войне против потепления. В 2009 году ЕС установил сокращение на 2050 год с 80% до 95% своих выбросов.
ООН также предупреждает, что страны должны утроить свои усилия по соблюдению Парижского соглашения. Также эксперты ООН призывают принять решительные меры против изменения климата.
Таким способом ЕС пытается оторваться в технологическом плане от остальных стран, которым спустя некоторое время — под угрозой псевдонаучной доктрины глобального потепления — будет навязано резкое сокращение, если не запрещение, использования своих ископаемых, таких как уголь, нефть и газ.
Также Европейский союз таким образом намеревается полностью уйти от импорта российских нефти и газа, снизив тем самым и политическую необходимость договариваться с Москвой.