1. Экономическая война
  2. Финансовый кризис в Ливане
Бейрут, / ИА Красная Весна

Правительство Ливана возмущено решением ЦБ не выдавать кредиты на топливо

Изображение: (сс) Hervé Piglowski
Флаг Ливана
Флаг Ливана

Решение главы Центрального банка прекратить топливные субсидии противоречит закону, заявил временный премьер-министр Ливана Хасан Диаб, 12 августа сообщило агентство Reuters.

Диаб поручил министру финансов проинформировать главу Центробанка о том, что его решение незаконно. Временный премьер-министр Хасан Диаб созвал срочное заседание кабинета министров 12 августа днем, чтобы обсудить это решение, сообщил его офис.

Ливанское правительство обсуждает 12 августа закон, позволяющий Центральному банку использовать свой обязательный резерв для продолжения субсидирования импорта топлива после того, как банк решил прекратить субсидирование, которое истощило его валютный запас.

Глава Центробанка Риад Саламех отстаивает свое решение, заявив, что год назад он сообщил правительству, что потребуется особое законодательство для использования «обязательного резерва» — части депозитов, которая должна быть сохранена законом.

Решение ЦБ вызвало протесты в стране. «Они заставили нас потерять все в Ливане: ни топлива, ни электричества, ни воды, ничего. Аренда домов теперь стоит миллионы. Куда нам теперь идти?» — спросил Хусейн Ибрагим, протестовавший против этого решения в Сидоне.

Президент Мишель Аун вызвал Саламеха в президентский дворец на совещание, на котором глава ЦБ отказался отступить, заявив, что использование обязательного резерва требует принятия законодательства, сообщил источник в министерстве. Это будет обсуждаться на экстренном заседании временного кабинета премьер-министра Хасана Диаба, отметил источник.

Диаб сказал, что он против того, чтобы субсидии прекратились до того, как будет предложена альтернатива. Был достигнут прогресс в деле внедрения предоплатной карты для бедных.

Депутаты парламента от влиятельной шиитской группировки «Хезболла» отвергли этот шаг Саламеха, заявив, что предоплаченные карты должны быть выпущены до того, как будут приняты какие-либо меры по субсидированию.

С самого начала кризиса Центральный банк фактически субсидировал топливо, используя свои долларовые резервы для финансирования импорта по обменным курсам значительно ниже курсов на параллельном рынке. Субсидия на топливо обходится примерно в 3 миллиарда долларов в год.

Центральный банк заявил, что, хотя он потратил более 800 миллионов долларов на топливо в прошлом месяце и счет за лекарства увеличился, эти товары по-прежнему отсутствуют на открытом рынке и продаются по ценам, превышающим их стоимость.

Автомобилисты часами стоят в очередях за бензином и часто не могут его заправить. Трое мужчин погибли в понедельник в стычках, связанных с нехваткой топлива.

Центральный банк заявил 11 августа, что предложит кредитные линии для импорта топлива по рыночным, а не субсидированным обменным курсам. Совсем недавно Центральный банк предоставлял кредиты на импорт топлива по курсу 3900 фунтов за доллар по сравнению с параллельным рыночным курсом более 20 000 фунтов.

Резервы сократились с более чем 40 миллиардов долларов в 2016 году до 15 миллиардов долларов в марте 2021 года.

Временный министр промышленности Ливана Имад Хобалла заявил, что решение главы Центрального банка отменить топливные субсидии было безответственным и должно было быть принято после соглашения с правительством.

Напомним, что страна находится в глубочайшем экономическом кризисе. Взрыв в порту Бейрута год назад и тяжелейшие последствия эпидемии привели страну к экономическому кризису, самому мощному за последние 30 лет. В стране более половины населения оказалось в нищете, а стоимость валюты упала более чем на 90% почти за два года.

Кроме того, после ухода последнего правительства в отставку премьер-министр и президент почти 10 месяцев не могли договориться о новом кабинете, после чего ушел в отставку и последний глава правительства.