1. Экономическая война
  2. Экономика Африки
Абуджа, / ИА Красная Весна

Из-за субсидий Нигерия заняла восьмое место в мире по дешевизне бензина

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Дизельное топливо и бензин
Дизельное топливо и бензин

Нигерия со средней ценой за литр бензина на уровне 40 центов (166 нигерийских найр) заняла восьмое место в мире среди стран с самым дешевым топливом, говорится в исследовании компании Zutobi, 30 мая сообщает газета Daily Trust.

Такую цену удается держать благодаря ежемесячным субсидиям правительства в размере более 200 млрд найр ($48 млн), отмечается в публикации. При этом за 2022 год на эти цели планируется потратить более 4 трлн найр ($9,67 млрд).

По данным веб-сайта глобального рынка Trading Economics, Нигерия по состоянию на март 2022 года была крупнейшей по добыче нефти страной Африки. Добыча составила 1,238 млн баррелей в сутки. При этом Нигерия обгоняет Ливию (1,220 млн баррелей в сутки). Третье место в Африке по добыче занимает Ангола, четвертое — Алжир, пятое — Египет.

Однако, несмотря на статус Нигерии как крупнейшего африканского производителя сырой нефти, цена в долларах за литр бензина там выше, чем в Ливии и Анголе. Ливия вместе с Венесуэлой находятся на первых двух местах в мире по дешевизне бензина. Топливо стоит там около 3 центов, то есть на те же деньги в этих странах можно купить в 13 раз больше бензина, чем в Нигерии.

Согласно отчету Zutobi, Нигерия при этом полностью импортирует бензин и другие продукты нефтепереработки (дизельное топливо, газ, керосин) из других стран, в том числе из Алжира и Ливии.

В Нигерия имеется три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) мощностью 445 тыс. баррелей в сутки, однако они не работают, поэтому стране приходится импортировать нефтепродукты из Бельгии, которая не добывает нефть, но зато владеет тремя НПЗ.

В Алжире работают пять НПЗ общей мощностью 671 тыс. баррелей в сутки, в Ливии — тоже пять. У Анголы только один завод мощностью 65 тыс. баррелей в сутки, но он тоже работает.

В исследовании отмечается, что субсидирование бензина — общепринятая практика в странах с самой низкой ценой топлива, даже если они — крупные производители сырой нефти.

По данным за 2019 год, больше всех на субсидии потратил Иран (третья страна по дешевизне топлива) — $18 млрд. В Алжире (пятое место по дешевизне бензина) на эти цели потратили $8,8 млрд. Страны с самым дешевым топливом Венесуэла и Ливия потратили на субсидии $17,16 млрд и $3,7 млрд соответственно.

Казахстан выделил на субсидии $3,1 млрд, Кувейт — $1,2 млрд, Туркмения — $1 млрд, а Нигерия — $1,7 млрд. При этом Ангола и Сирия, в которых бензин дешевле, чем в Нигерии, (седьмое и четверное место по дешевизне бензина соответственно) вообще не выделяют на него субсидий, сказано в исследовании.

Менеджер нефтесервисной и логистической фирмы Green Energy Энгр Очубе Онух заявил: «Люди в других странах, например, в Бенине и даже Камеруне предпочитают покупать бензин на нигерийском черном рынке или контрабандный, потому что они считают, что это дешевле, чем покупать в официальных торговых точках. Но обратите внимание, что этот так называемый нигерийский бензин сильно субсидируется».