1. Война с историей
  2. Археологические находки
Рахат, / ИА Красная Весна

В бедуинском городе Израиля обнаружена одна из старейших мечетей в мире

Изображение: белгород-археология.рф
Инструмент археолога
Инструмент археолога

Группа израильских археологов обнаружила и раскопала одну из старейших известных мечетей в мире, 22 июня сообщает The Times of Israel.

Небольшой молитвенный зал 7-го века н. э. был обнаружен во время раскопок перед строительством новых кварталов в бедуинском городе пустыни Негев Рахат. Он расположен примерно в двух километрах от другой сельской мечети 7 века, обнаруженной археологами в 2019 году.

«Что уникально в нашей мечети, так это распространение керамики 7-го века на этом месте, что делает ее одной из самых ранних мечетей в мире», — сказала археолог доктор Елена Коган-Зехави, один из руководителей раскопок Израильского управления древностей.

Ислам был основан примерно в 610 году нашей эры. Хотя арабское завоевание Святой Земли произошло в 636 году, ислам стал религией большинства только в 9 веке. По словам Коган-Зехави, эта пара небольших сельских мечетей играет ключевую роль в картине распространения ислама в конце византийской эпохи, в начале раннего ислама на Святой Земле.

Оба молитвенных зала были идентифицированы как мечети из-за их конструктивных элементов: квадратного помещения и стены, обращенной в сторону Мекки, священного города ислама. Кроме того, в новонайденной мечети по центру стены расположена ниша в форме полукруга, направленная на юг.

Примечательно, что, по словам Коган-Зехави, в то время как предыдущая мечеть была освобождена от артефактов, во второй было множество керамических изделий, которые типографически явно датируются VII–VIII веками.

Она сказала, что исследователи начинают собирать «очень интересную картину» перехода от поселений, в которых преобладало византийское христианство, включая монастыри и важные строительные сооружения, к поселениям полукочевых людей с другой, менее постоянной строительной традицией.

Ученые видят, что «ислам пришел очень, очень рано в северный Негев и начал жить рядом с христианским поселением», — сказала Коган-Зехави.

Помимо мечети, археологи обнаружили фермерский дом византийской эпохи, в котором, по их словам, жили фермеры-христиане. Он включал в себя укрепленную башню и помещения с прочными стенами, окружавшие двор.

Кроме того, на близлежащей вершине холма мы нашли усадьбы, устроенные совершенно иначе; они были построены примерно через сто лет, в конце седьмого-девятого веков — в раннеисламский период. Здания поместья, очевидно, построенные мусульманами, были построены с рядами комнат рядом с большими открытыми дворами. Многие из обнаруженных в комнатах и дворах глиняных печей, вероятно, использовались для приготовления пищи. Стены этих зданий были относительно тонкими и, по-видимому, поддерживали стены из сырцового кирпича, которые не сохранились, сообщили ученые.

«Новая» мечеть была построена позже в поселении на византийских развалинах и фактически стала последней постройкой в поселении. Его строительство вызывает множество вопросов, в том числе: стала ли та же община христиан мусульманской или поселение было вновь заселено полукочевыми торговцами, которые, возможно, принесли с собой новую религию с Аравийского полуострова.

«Все вопросы видны в открытом виде там на месте. Теперь наша работа — попытаться собрать воедино информацию, чтобы понять, что произошло», — сказала она.

По ее словам, в пределах пяти километров от мечети проводились раскопки современных монастырей, которые были заброшены в 7-8 веках. По ее словам, слоя разрушения нет.

В то же время стали заметны признаки раннеисламских усадеб.

«Мы не можем знать, говорим ли мы просто о населении местных кочевников, пришедших из пустыни, или, может быть, о христианах, принявших ислам. Картинка не черно-белая», — сказала она.

Позже, по ее словам, во всех памятниках региона, начиная с IX века, есть хронологический разрыв. «Продолжительного урегулирования нет, и, должно быть, произошла катастрофа, которую мы не идентифицировали», — сказала она. Люди возвращаются в большие города, и происходит смена центра расселения, которая во многих случаях продолжается до XIX или XX века.

По словам Коган-Зехави, кочевое население принесло миру ислам, хотя большинство самых ранних мечетей датируются по крайней мере 100 годами позже, а найденные другие датируются VIII веком. В Израиле другие ранние мечети были найдены в районе Хар-Ханегев, также на юге страны.

Интересная загадка в случае с обеими мечетями Рахат заключается в том, что они были построены несколько далеко от некоторых поселений, которые они предположительно обслуживали, что заставило исследователей усомниться в роли молитвенного зала в повседневной жизни. Учитывая, что в пустыне Негев нет недостатка места, его размещение, вероятно, имеет большое значение.

Эта идея о переходном населении во многом совпадает с той же тенденцией, которая наблюдается сегодня в Рахате. Рахат, крупнейшее постоянное поселение бедуинов в мире, было признано Государством Израиль городом в 1994 году.

«История всегда повторяется. Бедуины оставили кочевой образ жизни, осели в городах и пытаются создать в своем постоянном поселении немного иную жизнь. То же самое произошло 1200 лет назад», — считает ученый.