«Коммерсантъ»: в пандемию власти РФ реализовали «свои самые заветные мечты»
Пандемия коронавируса позволила властям РФ реализовать «свои самые заветные мечты по дальнейшему совершенствованию управляемой демократии», говорится в статье редактора отдела политики ИД «Коммерсантъ» Дмитрия Камышева, 30 декабря опубликованной изданием.
По мнению Камышева, пандемия многое усложнила в жизни граждан РФ, но в политике ситуация оказалась обратной: эпидемиологические ограничения заметно облегчили решение даже самых непростых для власти проблем.
Во-первых, считает автор статьи, пандемия дала власти новые рычаги влияния на результаты выборов. Так, за счет удлинения голосования до трех и более дней из-за коронавируса такое голосование помимо выходных стало захватывать и ряд рабочих дней.
Так как в рабочие дни массовое присутствие на избирательных участках независимых наблюдателей затруднено, то, отмечает автор статьи, именно в эти дни «у наших обычно политически пассивных сограждан вдруг возникает непреодолимое желание отдать свой голос, причем чаще всего за „правильного“ кандидата».
Голосованию за «правильного» кандидата, по мнению Камышева, также способствует возможность голосовать в более привычных для граждан местах — «во дворах, на пеньках и в подъездах», которая появилась, опять же, в связи с мерами по противодействию распространению коронавируса.
Во-вторых, пандемия облегчила власти задачу противодействия регистрации нежелательных партий и кандидатов. Так как все публичные мероприятия, включая партсъезды, из-за пандемии почти повсеместно запрещены, то «раз нет съездов, то нет и неправильных партий».
«Ну, а правильным, вроде тех четырех организаций, которые почти синхронно учредились прошлой весной, просто повезло, потому что они успели провести свои съезды до введения тотальных запретов», — пишет Камышев.
В-третьих, запреты массовых мероприятий в связи с пандемией свели практически на нет не только протестные митинги, но даже одиночные пикеты.
Еще одним «приятным коронавирусным бонусом» для власти стало получение возможности слежки за гражданами России. В частности, отмечает автор статьи, было внедрено приложение «Социальный мониторинг», требующее от больных круглосуточной бдительности, а также введена необходимость регистрации посетителей публичных заведений по системе «настучи на себя сам».
Он задается вопросом, какие еще категории граждан попадут под присмотр государства вслед за больными, и как власти будут обосновывать сохранение ограничительных мер даже после улучшения эпидемиологической обстановки.
«Поверить в то, что полученные таким образом данные не будут когда-нибудь использованы против нас, ничуть не легче, чем в 80-процентную явку на полупустом избирательном участке», — отмечает Камышев.