Основ для стабильности отдельного Казахстана не существует — Кургинян

Василий Верещагин. Торжествуют. 1872
Василий Верещагин. Торжествуют. 1872

Постсоветские государства, отвергшие советское прошлое, сохраняют стабильность, пока неизбежно не встретятся с исторической правдой, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в выпуске передачи «Смысл игры» о событиях в Казахстане. Выпуск опубликован 8 января в YouTube.

Кургинян считает, что если в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, не производится каких-то резких движений в сторону полного отрицания, вычеркивания советского прошлого, то какая-то стабильность в них может длиться. Но как только начинают «напрягать антирусскую, антисоветскую, антиимперскую тему», то моментально обнажаются цивилизационные швы, и оказывается, что государство по ним неумолимо разламывается на части.

«Если они отрицают историю Советской Украины, то никакого внутреннего глубокого права на украинский Восток у них нет. (…) Я говорю о том, что касается каких-то глубин существования. С точки зрения этих глубин очевидно, что никакого отношения Юго-Восток Украины не имеет к какому-то украинскому государству с более или менее внятной исторической идентичностью. Этой идентичностью обладает только очень маленькая Украина», — пояснил Кургинян.

Он подчеркнул, что в Казахстане имеет место полностью аналогичная ситуация. По его словам, речь идет не о политических или юридических основах существования Казахстана как государства, а об историко-культурном феномене.

«Можно отыскать какие-то крохи идентичности, особенности, уникальности казахстанского государства и распространить аж и на Северный Казахстан. Можно, но это надрыв! (…) И пока на уровне этого надрыва всё замазывается какими-то словами о полубратском существовании Казахстана и России, — сочетаемом с очевидным ущемлением прав русского населения и прерогатив русской истории, — всё еще как-то держится», — заявил политолог.

Он подчеркнул, что поддержание такого псевдостабильного состояния — это «мастерство первых государствоформирующих деятелей — руководителей этих суверенных государств: раннего Назарбаева, раннего Каримова, Кучмы...»

Но как только в этой конструкции возникают напряжения — националистические, исламские, радикально-этнические и другие (социокультурные, религиозные), то вся конструкция начинает рушиться, подчеркнул Кургинян. «И политические, юридические границы, — которые есть факт и к которым надо относиться так, как факту, — обнажают свое несоответствие неким линиям — историко-культурным, сущностным, глубинным, историческим, метаисторическим», — пояснил он.

По его словам, это является постулатом теории цивилизаций. Кургинян напомнил, что многими забыта концепция сопоставления империи и цивилизации, но эта концепция работает, и это хорошо видно на процессах на постсоветском пространстве. Крах советской империи обнаружил цивилизационный слой, где у каждой цивилизации — свои границы, не всегда совпадающие с границами государств.