Исследователь объяснил, что мешает людям увидеть истинного Ленина
Инертность и некритический, эмоциональный подход к историческим фактам — эти особенности человека привели к победе «темного» постперестроечного мифа о Владимире Ильиче Ленине. Такой вывод сделал исследователь Георгий Хмуркин на своей лекции 16 мая об основателе Советского государства, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Исследователь отметил, что после распада СССР в общество хлынул поток псевдоисторической, как бы «сенсационной» литературы. Авторы этих книг пользовались тем, что множество людей никогда не читали сочинения Ленина, не знали контекста, в котором они создавались, а также не знали и характера Владимира Ильича.
Так, по словам Хмуркина, из писем Ленина вырывались наиболее «жёсткие» по своему словесному оформлению цитаты, совершенно непонятные вне контекста, они подавались как «сенсации», «шокирующие факты». Исследователь пояснил, что делалось это, чтобы внушить людям «правду», какой же был Ленин на самом деле — «жестокий», «кровожадный».
Перестроечные книги о Ленине, по словам Хмуркина, вызывали живой интерес у множества читателей, интересующихся историей и не удовлетворенных официально принятой подачей исторических событий. Воспринимались они, однако, совершенно некритически, так как советский читатель привык доверять печатному слову.
Читателю начинало казаться, что раньше от него что-то скрывали, а теперь отрыли «настоящую правду».
В результате такого информационного воздействия в общественном сознании постепенно закрепилось множество мифов о Владимире Ильиче Ленине. Среди них, кроме названного мифа о жестокости, наиболее «популярны» мифы о том, что Ленин начал геноцид священников, выслал за границу «цвет» интеллигенции, отдал приказ о расстреле царской семьи и вообще был немецким шпионом.
Исследователь заметил, что масштаб Ленина таков, что «вместить его» в себя непросто, искажения в понимании идей практически неизбежны. Однако, с точки зрения Хмуркина, вполне реальный выход из этой ситуации существует.
Первый шаг состоит в том, чтобы каждый человек перешел от эмоционального восприятия фактов к рутинному труду, которым занимаются настоящие историки. Это анализ каждого отдельного события в контексте, тщательное обдумывание, постановка вопросов.
Исследователь отдельно отметил, что фактов для анализа вполне достаточно. Хмуркин сказал, что по мнению многих историков, открытие архивных документов, по существу, ничего не добавляет к уже известной канве событий — разве что за исключением некоторых подробностей.
Напомним, что в советское время создавался определенный образ Ленина, зачастую не передающий реальный облик Ленина как человека. Против этого образа, который лег в основу официального «мифа» о Ленине, нередко восставали ближайшие родственники и сподвижники вождя.
Однако, несмотря ни на что, официальный миф был «светлый». После развала СССР был создан «темный миф» о Ленине и якобы ложном пути, по которому пошла Россия после Великой Октябрьской социалистической революции.
Читайте также: Кургинян: «сказки» о личности Ленина до сих пор влияют на нашу идентичность