Симбиоз живого с неживым: ученые заставили дрожжи быть продуктивнее

Изображение: pixnio.com
Дрожжи

«Скрестить» дрожжевые клетки с неорганическими «ловушками электронов», тем самым увеличив их продуктивность, удалось американским ученым. Соответствующая статья опубликована 17 ноября в научном журнале Science.

Ученые работали с дрожжевыми клетками штамма (то же, что сорт для растений и порода для животных — прим. ИА Красная Весна) ∆zwf1, в которых отключен соответствующий ген (Zwf1), кодирующий глюкозо-6-фосфатдегидрогеназу. Этот фермент превращает глюкозо-6-фосфат (фосфорилированную глюкозу) в рибулозо-5-фосфат (фосфорилированную рибулозу). При этом один атом углерода теряется c молекулой углекислого газа (CO2).

В штамме ∆zwf1, где это превращение невозможно, углерод не расходуется на образование CO2. Это увеличивает «производительность» биохимических каскадов, которые приводят к синтезу дегидрохинноната — предшественника шикимовой кислоты.

Авторы статьи позаботились и о том, чтобы ускорить образование шикимовой кислоты из дегидрохинноната. Атомы водорода (H) и электроны для этой реакции «поставляет» восстановленная форма (НАДФH) никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ). Чтобы процесс не останавливался, НАДФH должен непрерывно обновляться, то есть заново восстанавливаться из НАДФ по реакции: НАДФ + H+ + 1 электрон = НАДФH.

Чтобы облегчить процесс такого обновления, ученые «подключили» к дрожжам внешний источник электронов. С этой целью они нанесли на поверхность дрожжевых клеток наночастицы (1 нанометр = 10-9 метра) фосфида индия (InP) — полупроводникового материала, который поглощает свет в видимом диапазоне. Электроны, которые при этом высвобождаются, передаются во внутриклеточное пространство, где служат для регенерации НАДФH из НАДФ.

Светочувствительный источник электронов помог значительно ускорить превращение дегидрохинноната в шикимовую кислоту. Отношение шикимата к дегидрохиннонату — главный показатель, по которому оценивается биохимическая продуктивность дрожжевой клетки — составило на свету около 23, что в 35 раз больше, чем в темноте.

Отметим, что шикимовая кислота у дрожжей является предшественницей всех соединений, в структуре которых есть бензольные кольца. В их число входят три ключевых аминокислоты (фенилаланин, тирозин и триптофан), витамины, коферменты и множество других соединений, без которых не смогла бы выжить никакая клетка.

Отметим также, что шикиматный путь встречается не только у дрожжей и других грибов, но также у бактерий, простейших и растений. Единственное исключение — животные. Это позволяет уничтожать сорняки с помощью гербицидов, которые блокируют синтез шикимовой кислоты у растений, но не оказывают прямого токсического воздействия на нас и «братьев наших меньших».