Правозащитники осуждают ХАМАС за ужесточение смертной казни
Вынесение смертных приговоров в секторе Газа властями, связанными с ХАМАС, продолжает вызывать споры среди правозащитников, 19 ноября пишет Al-Monitor.
19 октября суд первой инстанции в секторе Газа вынес смертные приговоры двум лицам, осужденным за убийство в связи с семейной вендеттой.
4 сентября органы безопасности в Газе казнили пятерых граждан, двое из которых были обвинены в сотрудничестве с Израилем, а трое — в убийстве. Впервые с 2017 года правящие власти прибрежного анклава казнили пять человек в один день, что широко осуждается юристами и правозащитными организациями.
Казни проводились через повешение и расстрел в комплексе безопасности Ансар в западной части сектора Газа.
Палестинский центр по правам человека осудил казни как нарушение палестинского и международного права. В заявлении для прессы от 5 сентября центр заявил, что ХАМАС обеспокоен распространением преступности и вынесением смертных приговоров в случаях, которые могут привести к актам семейной мести, не позволяя семьям взять дело в свои руки. В центре подчеркнули, что правосудие не может быть достигнуто за счет нарушения палестинского законодательства.
ХАМАС, контролирующий сектор Газа, вынес и привел в исполнение несколько смертных приговоров после палестинского разделения в 2007 году без одобрения палестинского президента, как того требует закон.
По данным Палестинского центра по правам человека, в 2022 году суды Газы вынесли 24 смертных приговора, в том числе шесть постановлений, вынесенных военными судами, и пять приговоров, которые ужесточили ранее вынесенные Апелляционным судом смертные приговоры.
Между тем, Палестинская администрация не приводила в исполнение никаких смертных приговоров с 2018 года, когда она присоединилась ко Второму Факультативному протоколу ООН 1989 года к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни.
Мухаммад аль-Талбани, доктор юридических наук, сказал: «Учитывая серьезность смертных приговоров, международное право отличает эти приговоры от других наказаний. Согласно палестинскому законодательству, любой смертный приговор должен быть принят единогласно».
«Поэтому приведение в исполнение смертных приговоров правящими властями Газы без ратификации президентом ПА является явным нарушением положений Основного закона Палестины, который служит временной конституцией государства Палестина», — добавил он. «Палестинское государство присоединилось к международному протоколу, запрещающему смертную казнь».
«Захват и монополизация ХАМАС власти в Газе в 2007 году привел к разделению законодательной, судебной и государственной власти, что сказалось на работе и независимости судебной системы. Соответственно, в судах в секторе Газа преобладали разногласия, состав и судебные разбирательства которых стали политизированными, что вызвало сомнения в достоверности справедливого судебного разбирательства», — также заявил Талбани.
Он также пояснил, что в отчетах правозащитных учреждений Газы, Палестинского центра по правам человека и Независимой комиссии по правам человека эти смертные приговоры отвергаются из-за отсутствия гарантий справедливости судебных процессов.
Ахмад аль-Халиди, другой правозащитник из Газы, сказал: «Недавняя волна казней, совершенных вне правовых и конституционных рамок в секторе Газа, является опасным показателем. Это показывает, что смертные приговоры могут быть вынесены в зависимости от настроения и предпочтений судьи. Это также поднимает вопросы о справедливости судебных процессов».