Почти треть граждан России ежедневно сталкиваются со спамом — ВЦИОМ
Почти треть российских граждан ежедневно сталкиваются с нежелательной спам-рекламой, следует из социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, результаты которого опубликованы 11 мая на портале ВЦИОМ.
Опрос проводился 30 апреля методом телефонного интервью. Опрошены 1600 российских граждан в возрасте от 18 лет. Максимальный размер ошибки для данной выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Отмечается, что помимо ошибки выборки, смещение в данные могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Почти треть респондентов (28%) знают, что слова «спам» означает «навязчивая реклама» (англ.). Еще 14% думают, что этот термин обозначает ненужную информацию. 5% участников опроса считают, что это «мусор». 3% заявили, что это обман либо мошенничество, еще 3% полагают, что это «реклама», а 2% отметили, что это «вирус». Более трети граждан России (37%) ранее не сталкивались с данным термином.
Среди опрошенных чаще других знают, что слово «спам» обозначает навязчивую рекламу, молодые люди 18–24 лет. Так ответили 47% респондентов из данной возрастной группы. Среди граждан 25–34 лет знают значение слова 41% опрошенных.
Значение «навязчивая реклама» среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга отметили 42% респондентов, городов-миллионников — 41%, городов с населением 500–950 тыс. жителей — 38%. Чаще других знают значение слова «спам» российские граждане с высшим и неполным высшим образованием (42%).
Около трети респондентов (29%) заявили, что ежедневно получают назойливые рекламные сообщения. Каждый четвертый респондент (24%) получает спам один или несколько раз в неделю, 17% опрошенных — один или несколько раз в месяц. Чуть менее трети респондентов (28%) сообщили, что не получали подобных сообщений либо звонков за прошедший месяц.
На вопрос, о каких товарах или услугах сообщалось в спаме за прошедший месяц (можно было выбрать несколько ответов), респонденты чаще всего выбирали банковские услуги (73%). Нежелательную рекламу услуг связи отметили 35% респондентов, медицинских услуг — 34%, юридических услуг — 19%, образовательных услуг — 15%, медикаментов — 15%, компьютерных программ — 12%, туристических услуг — 9%.
Отмечается, что большинство граждан испытывают раздражение от спам-звонков и сообщений. На это указали 63% участников опроса. 8% опрошенных не раздражаются от спама, треть респондентов (29%) отметили, что им это безразлично.