1. Экономическая война
  2. Цены на бензин в России
Москва, / ИА Красная Весна

Минфин: нефтяники съедят полтриллиона из Фонда национального благосостояния

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Заправочная станция
Заправочная станция

Нефтяные компании России получат в 2019 году из Фонда национального благосостояния компенсации в размере до 450 млрд рублей за сдерживание цен на бензин и дизельное топливо, 24 апреля сообщили в пресс-службе Минфина.

В министерстве также отметили, что подобные договоренности на 2020 год еще не достигнуты. По данным Минфина, при высоких ценах на нефть подобная компенсация в 2020 году может обойтись ФНБ в 1,7 трлн рублей.

Напомним, что с 2018 года после роста цен на нефть правительство предпринимает различные меры для сдерживания цен на топливо на российском рынке. 8 апреля Минэнерго представило проект сдерживания цен на топливо за счет сдерживания экспорта нефти за рубеж.

В тот же день глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что ручное регулирование топливного рынка бесперспективно, и предложил перейти на рыночные механизмы формирования цен.

Комментарий редакции

Причиной резкого роста цен на топливо в 2018 году на российском рынке стал «налоговый маневр», предложенный самим правительством РФ. Он предполагал постепенное снижение экспортной пошлины до 0% и одновременное увеличение налога «на скважине» — на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Инициаторы «маневра» обещали, что за счет предложенной схемы налогообложения, в бюджет будет дополнительно привлечено в течение 6 лет 1,3 — 1,6 триллиона рублей.

В результате снижения экспортных пошлин и роста цен на нефть на мировом рынке в первой половине 2018 года сложилась ситуация, при которой нефтяникам стало выгоднее продавать всю нефть за рубеж, а не внутри страны нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). В следствие этого на внутреннем рынке возник дефицит топлива, а цены на него начали стремительно догонять европейские.

Никакие уговоры и окрики со стороны Президента и Правительства не действовали. Тогда правительством был предложен «демпфирующий механизм», предполагающий «заморозку цен» на топливо на внутрироссийском рынке и компенсацию нефтяным компаниям (НК) недополученной прибыли (вынужденным продавать часть нефти внутри страны по более низким ценам). Однако Правительство, в рамках демпфирующего механизма, посчитало достаточным компенсировать лишь 50% недополученной прибыли НК, а последние — не благотворительные фонды и хотят получать её всю.

Читайте подробнее о бензиновом кризисе 2018 года: Бензиновый кризис 2018 года и его последствия. Какие нас ждут цены на топливо?

«Заморозка цен» каждый раз вводится Правительством как временная мера и уговаривать нефтянников снова и снова становится все сложнее. Отмена же «заморозки цен» приведет к резкому росту цены на топливо внутри страны и ляжет дополнительным тяжким бременем на экономику и в конечном счете на граждан. Получит ли бюджет в результате этого дополнительные триллионы из кармана граждан — неизвестно, но и без того социально напряженную (в результате введения пенсионной реформы и увеличения НДС) обстановку существенно усугубит.

В итоге мы видим, что вместо обещанных дополнительных 1,3 — 1,6 триллионов рублей (за 6 лет) в бюджет, правительство вынужденно расходовать 0,45 триллиона рублей в этом году и, при сохранении данной тенденции, 1,7 триллиона рублей в следующем, что значительно превысит обещанный при внедрении налогового маневра доход. И это при том, что нефтянники, как и любое капиталистическое предприятие, будут стремиться получить не 50%, а все максимальные 100% прибыли, а собственные издержки постараются переложить на плечи граждан.