Японские ученые: люди с младенчества знают, кто «главнее»

Изображение: Цитата из х∕ф «Иван Грозный». Реж. Сергей Эйзенштейн. 1944. СССР
Иван IV Грозный
Иван IV Грозный

Даже младенцы в состоянии понимать, что на вершине иерархии находится тот, кто занимает более высокую позицию в пространстве. К такому выводу пришли японские ученые из Университета Киото и Университета Кюсю, рассказывает 29 октября газета The Asahi Shimbun.

По словам Юсуке Моригути, адъюнкт-профессора психологии в Университете Киото, люди во всем мире считают тех, кто находится на более высоких пространственных позициях, великими или превосходящими других. Крестьяне кланяются королям и королевам. Политические лидеры выступают с речами на подиумах, возвышаясь над массами. В языках различных наций имеются выражения, которые связывают высшие пространственные позиции с социальными отношениями, поэтому считалось, что младенцы изучают социальные рейтинги через процессы овладения языком.

Ученые провели эксперимент с 18 мальчиками и девочками в возрасте от 12 до 16 месяцев. Им показали картинку с двумя фигурами, где «главный» располагался на самой высокой ступеньке пьедестала.

Потом им продемонстрировали два видео, в котором эти персонажи борются за высшее место. В одном варианте выигрывает тот, кого дети уже видели на вершине. В другом победителем предстает его соперник. При этом движения глаз детей фиксировались.

После того, как на видео выигрывал «главный», дети продолжали следить за монитором в среднем еще 10 секунд.

Когда же побеждал соперник, дети продолжали смотреть на экран в течение 16 секунд.

Это происходило потому, что шло против их ожиданий победы «главного», считают исследователи.

«Дети могут приобрести эту способность, наблюдая за поведением своих родителей и других людей, а вовсе не на основе изучения языка, или это может оказаться врожденным качеством», — отметил Моригути. — «Мы продолжим исследования, что может помочь лучше понять социальные механизмы».