Во время пандемии наука стала слугой контрпросвещения. Мнение педагога

Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна
Коронавирус
Коронавирус

Во время пандемии коронавируса наука, отказавшись от научной дискуссии, послужила формированию «эпохи контрпросвещения», заявляет немецкий педагог Бернд Шопе в письме, опубликованном 28 января на портале Geld und mehr.

«Вклад, который внесли науки в технократический контроль над населением во время пандемии, говорит в пользу описания нашего настоящего как „эпохи контрпросвещения“. Это привело к разрыву с современным пониманием науки, развивавшейся на основе рационализма, исходя из предпосылок и принципов Просвещения и его освободительного духа», — утверждает Шопе.

Педагог напоминает, что в период с 2020 по 2023 годы, когда человечество столкнулось с пандемией коронавируса, политики использовали науку для отмены фундаментальных прав человека. Делалось это посредством постановлений в рамках чрезвычайного законодательства. И именно наука смогла обеспечить политикам легитимность беспрецедентно агрессивных действий государства.

Однако, как отмечает Шопе, то, что продвигалось, было антинаучным по форме и содержанию, поскольку находилось вне научной дискуссии. Государство брало на себя функции «няньки», которая путем цифрового мониторинга контролирует и направляет граждан во всех сферах жизни, опираясь при этом на научную экспертократию.

«Тоталитарные черты такого государства-няньки становятся все более очевидными не только в политике борьбы с пандемией, но и в других вопросах, таких как климатическая политика», — подчеркивает Шопе.

Вместе с тем он утверждает, что педагогика тоже подыгрывала этой «злой игре». Лживое изображение науки как квазимонолитного блока, ведущего борьбу с коронавирусом в политической плоскости, транслировалось на уровень школ и университетов. В результате был нанесен серьезный ущерб открытому научному дискурсу, и ересь, которая казалась преодоленной еще в эпоху Просвещения, пережила странное возрождение.

«Хуже того: до сих пор среди школьных и университетских преподавателей не был инициирован никакой процесс размышления, и никакого размышления не произошло. Учителя до сих пор не осознали, насколько серьезной была их неудача во время коронакризиса. Они не задаются вопросом, какие патологии затронули важнейшие элементы так называемого „общества знаний“, и как это могло произойти», — констатирует Шопе.

Педагог приводит слова политолога и исследователя детства, профессора Университета Магдебург-Стендаль Михаэля Клундта, который описывал возмутительные методы «черной педагогики»: «Студенты, страдавшие одышкой под маской, которым даже не разрешили подойти к открытому окну, чтобы подышать полной грудью, а вместо этого подверглись насмешкам перед собравшимся классом. Ужасающие сцены на школьных дворах, где ученикам, желающим перекусить на открытом воздухе, приказали сесть на пол… Непривитые дети отвратительно выставлялись напоказ перед собравшимся классом. Фанатизм в духе: „Ты для меня опасен“ …»

Следует отметить, Клундт еще в сентябре 2020 года, будучи приглашенным в качестве эксперта в Детскую комиссию немецкого Бундестага, заявил, что в период пандемии права детей в значительной степени игнорируются, а политики относятся к детям как к вещам. Однако, как отмечает Шопе, доклад Клундта не привел к каким-либо изменениям к лучшему в плане соблюдения прав детей и молодежи. Мнение профессора, как и мнение его сторонников, СМИ просто замолчали.

Такое же замалчивание постигло и декларацию Баррингтона, которую подписали более 30 тысяч ученых и врачей по всему миру в октябре 2020 года. В ней ведущие эпидемиологи-инфекционисты и ученые в области общественного здравоохранения указали на опасности жесткой политики борьбы с пандемией, которая массово затрагивает все население посредством локдаунов и лишения людей основных прав.

В декларации подчеркивался непропорциональный характер ограничительных мер и отмечалось их разрушительное воздействие на общественное здравоохранение в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Ученые указывали на худшие исходы сердечно-сосудистых заболеваний, меньшее количество обследований на рак и ухудшение психического здоровья как факторы, которые приведут к избыточной смертности в ближайшие годы. При этом утверждалось, что больше всего пострадает рабочий класс и молодежь. Эта декларация не была принята во внимание политиками.

Как подчеркивает Шопе, во время пандемии в педагогике был нарушен запрет на подавление мнений. Любой рациональный дискурс о реальной угрозе, исходящей от вируса SARS-CoV-2, был пресечен в зародыше с помощью запугивания. Детей и молодежь просто подталкивали к вакцинации. При этом, как отмечает педагог, «учителя, которые ставили под сомнение алармизм, вызванный короной, на своих уроках и проблематизировали политику мер, были осуждены и подвергнуты дисциплинарным мерам, вплоть до отстранения от занятий».

По мнению Шопе, провал педагогов в период пандемии «представляет собой полный провал научного мышления в целом». Также он утверждает, что коронавирус высветил глубокий кризис в педагогике — кризис, который выходит за рамки нехватки учителей, вопросов миграции даже проблемы отупляющей цифровизации школ.