Китайские кулинарные роботы стали популярными после показа на Олимпиаде
Разработчик продвинутых кулинарных роботов Shanghai Aican Robot Group получил множество заказов после демонстрации работы робота на зимних Олимпийских играх в Пекине, 6 марта сообщает Nikkei Asia.
Робоповара производства Aican были установлены в ресторане, который обслуживал олимпийский персонал в городе Чжанцзякоу, к северо-западу от Пекина. Положительный ажиотаж привел к тому, что компания заключила соглашение с китайской сетью ресторанов быстрого питания, которая напрямую управляет более чем 1000 точками.
Aican также привлек еще одного клиента, японского ресторанного оператора Osaka Ohsho, который установил пищевого робота во своем ресторане, открытом в Шанхае в конце прошлого года.
«Они могут воссоздать оттенки вкуса на профессиональном уровне», — отметил глава шанхайского отделения Osaka Ohsho Кэйдзи Хирота.
Роботы готовят три вида жареных блюд из листовых овощей, печени и чеснока, а также свинины и яиц. Повара-люди могут сосредоточиться на других пунктах меню, приготовляя японские пельмени «гёза» и лапшу «рамен», что значительно повышает эффективность работы.
«Мы рассматриваем возможность размещения роботов-поваров в новых ресторанах», — заявил Хирота.
После своего основания в 1980-х годах Aican более десяти вела исследования и разработки. Вывести на рынок первые свои продукты фирма решилась в 2010-х.
Основатель фирмы Хэ Цин имеет звание доцента в Шанхайском технологическом университете. У него также был опыт работы в сфере недвижимости.
«Мы надеемся произвести революцию в традиционных методах приготовления пищи и внести свой вклад в развитие общества», — подчеркнул Хэ.
Около половины из примерно 200 сотрудников Aican являются учеными. Производство и продажу роботов компания перепоручила внешним подрядчикам.
Кулинарные роботы справляются со всеми приготовлениями пищи на основе запрограммированных рецептов. Время добавления ингредиентов, скорость нагрева и переворачивания пищи регулируются с точностью до секунды.
После приготовления порции роботы автоматически моют посуду и поверхность печи, чтобы можно было приготовить другое блюдо с другими приправами, не опасаясь повредить вкусовым качествам продукта.
Небольшой кулинарный робот, способный приготовить два килограмма еды, стоит от 58–68 тыс. юаней (от 1 до 1,2 млн рублей). Это примерно эквивалентно затратам на оплату труда шеф-повара в течение полугода (в России — в течение года), так что ресторан может достаточно быстро окупить свои инвестиции.
«Технология нашей компании — единственная в своем роде, — подчеркнул глава компании, — Клиенты могут жаловаться на дороговизну, но мы никогда не будем продавать себя дешево».
Китайская консалтинговая компания Guanyan Tianxia прогнозирует, что рынок кулинарных роботов в стране вырастет на 21% в следующем году и составит 1,5 трлн юаней. В этом развивающемся поле множество игроков борются за позиции.
Среди признанных производителей Joyoung лидирует в онлайн-продажах со своими небольшими простыми машинами, предназначенными в основном для домашних хозяйств. Semikron занимает второе место по продажам для более крупных клиентов, таких как больницы и аэропорты.
В число известных новых игроков входит Shenzhen Fanlai Technology, производитель бюджетных роботов для приготовления пищи для домашнего использования, получивший финансирование от инвестиционных фирм. Застройщик Country Garden вместе с Aican поставил роботов-поваров для Олимпийских игр в Пекине.
Бум в значительной степени обусловлен проблемами, с которыми сталкивается ресторанная индустрия, а именно нехваткой рабочей силы и ростом затрат.
Численность населения трудоспособного возраста в Китае сокращается с момента своего пика в 2013 году. Поскольку в городах наблюдается меньший приток рабочих-мигрантов, многие рестораны изо всех сил пытаются найти поваров, в результате чего те часто работают сверхурочно за небольшую плату. Есть большие надежды, что роботы помогут снизить нагрузку на китайские рестораны, особенно в ситуации роста платы за аренду, коммунальные услуги и другие расходы.
Следующим шагом внедрения подобных роботов неизбежно станут рестораны без персонала. Многие заведения общепита в Китае уже позволяют клиентам заказывать и оплачивать счета онлайн через такие приложения, как AliPay и WeChat Pay.
Некоторые используют роботов-официантов, что связано с повышенным спросом на бесконтактные услуги в условиях пандемии коронавируса. В сочетании с роботами-поварами эти технологии позволяют ресторанам минимизировать количество работников-людей.
Однако на пути к тотальной автоматизации есть ряд чисто технологических препятствий. Имеющиеся на рынке роботы-повара не могут нарезать мясо и овощи или раскладывать готовую еду на тарелки.
Вдобавок, робот не может просто взять ингредиенты из холодильника — они должны быть расфасованы в специальный поддон с отделениями для разных продуктов. Для этого ресторану требуется содержать отдельную подготовительную станцию, фасующую «наборы для еды» с подготовленными для работы робота порционными ингредиентами.
Также роботы могут пока готовить лишь ограниченное количество блюд. Чтобы готовить более разнообразное меню, потребуются дальнейшие разработки.