1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

Он тоже был блогером! — Маяковский глазами современных мещан

Изображение: © ИА Красная Весна
Маяковский
Маяковский

Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» открылась в Музее истории российской литературы имени В. И. Даля, 25 июня сообщает телеканал «Россия — Культура».

Выставка оформлена как микроблог путешествующего поэта, ведущего свои записи под ником «Маяк». В экспозиции представлены дорожные записи Маяковского, фотографии на пляже, выдержки из художественных произведений, высказываний поэта и его современников.

Устроители выставки показали, как путешествовал Владимир Маяковский. «Здесь представлены, во-первых, конечно, документы, которые необходимы были для того, чтобы выехать за границу. Это письмо Луначарского о поддержке Маяковского в его зарубежных поездках», — рассказала куратор выставки Марина Краснова.

Особый акцент сделан на прогулках и покупках поэта в Берлине и Париже. В качестве экспонатов представлены щипцы для завивки волос, сорочка с отстегивающимся воротничком, конденсатор и паяльник, который Маяковский приобрел для своего друга. Также устроители сообщают, что Лиле Брик Владимир Маяковский привез утюжок и автомобиль «Рено», а себе купил ручку «Паркер». «Представьте, что после голодной, нищей Москвы, оказаться в таком шикарном Париже, где много магазинов, где много театров. И Маяковский ходит по театрам. Он смотрит, что там показывают, и с некоторым высокомерием относится к этому буржуазному вкусу. Потому что в России в это время работают Мейерхольд, Таиров. Много спектаклей и постановок, которые совсем о другом и в другой эстетике», — разъяснила «другой» куратор выставки Лариса Алексеева.

Директор музея Дмитрий Бак обрисовал замысел выставки как попытку показать разные стороны жизни великого поэта. «Эта выставка тоже проходит такой замкнутый круг — от проектов великого будущего страны и будущего литературы — все это в начале 20-х годов все еще было, хотя не было уже футуризма, а была теория официального заказа, и все это приходит к такому печальному завершению в 1930 году», — пояснил он.

Напомним, Маяковский начинал как поэт-футурист, несколько раз был арестован за революционную деятельность. В своем творчестве активно боролся с мещанством. Так, доктор философских наук И. Искржицкая считает: «Социальная и художественная ситуация России 1910 года ставила перед Маяковским очередную дилемму: старая жизнь, старое искусство — „рассадник духовного филистерства“ и новая жизнь, новое искусство. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия».

После революции участвовал в создании агитационных плакатов «Окна РОСТА», организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), настаивал на необходимости революции духа и мировой революции. Активно участвовал в строительстве молодого советского государства:

«Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

С 1922 по 1929 год Владимир Маяковский совершил девять поездок по Европе и Америке.

Комментарий редакции

Противопоставление идеалов и быта является одним из основных инструментов десоветизаторов. В их интерпретации идеалы навязывались тоталитарным режимом — вступая в противоречие с обыденной реальностью, идеалы показали свою несостоятельность. Устроители выставки используют этот подход, пытаясь представить абсолютно антимещанского Маяковского блогером, не чуждым шопингу и селфи.