Захарова не назвала базовых принципов на мирных переговорах с Японией
Российско-японские переговоры по заключению мирного договора опираются на имеющуюся правовую базу, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 5 декабря на еженедельном брифинге для журналистов в МИД, передает корреспондент ИА Красная Весна.
Такой ответ последовал на вопрос корреспондента ИА Красная Весна, из каких базовых принципов исходит Россия на переговорах о заключении мирного договора с Японией.
По заявлению Захаровой, переговорный процесс между странами ведется на основе Совместной декларации 1956 года, которая в последние 70 лет является основой для взаимоотношений между СССР (и Россией, как его правопреемницей) и Японией.
Комментируя обращение Сахалинской областной думы в МИД РФ с просьбой «исключить территориальный вопрос из обсуждения мирных договоренностей с Японией», Захарова подчеркнула, что декларация 1956 года «ратифицирована парламентами обеих стран и зарегистрирована в секретариате ООН». «Это, в том числе, к вопросу относительно того, что кому-то хочется дополнить переговорный процесс какими-то элементами или изъять какие-то элементы из переговорного процесса», — уточнила она.
По ее словам, в декларации «закрепляется юридический факт прекращения войны и восстановления дипломатических отношений между Советским Союзом и Японией».
Также она заявила, что российская сторона исходит из необходимости учета в рамках переговорного процесса всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки, включая «памятные записки правительства Советского Союза от 27 января и 24 февраля 1960 года».
Напомним, 14 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявили об активизации переговорного процесса по проблематике мирного договора на основе советско-японской декларации 1956 года. 29 ноября 2018 года Сахалинская областная дума приняла обращение в МИД РФ с просьбой вести переговоры с Японией без рассмотрения территориального вопроса.
Декларация между СССР и Японией была принята 19 октября 1956 года по итогам переговоров в Москве. Декларация подразумевала прекращение состояния войны между двумя странами. Советский Союз поддерживал просьбу Японии о вступлении в ООН и передавал всех осужденных японских граждан, находившихся на его территории.
Также СССР отказывался от репараций и претензий к японской стороне. Девятый пункт декларации содержал заявление о готовности СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан после заключения мирного договора.
После подписания Японией «Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности» с США в 1960 году СССР резко отреагировал на это соглашение.
В памятной записке от 27 января 1960 года, которая была передана Чрезвычайному и Полномочному послу Японии в СССР, советская сторона указывала, что военный договор между Японией и США противоречит подписанной и ратифицированной ранее декларации.
В записке также указывается, что острова Курильской гряды не могут быть переданы Японии, так как это расширит территорию, которая может быть использована войсками США.
В последующей записке от 24 февраля 1960 года СССР жестко отреагировал за претензию Японии уже не на два, а на четыре острова Курильской гряды. Советская сторона подчеркивала агрессивный и антисоветский характер заключенного американо-японского договора.
В записке говорилось, что указанные в совместной декларации 1956 года острова Хабомаи и Сикотан могут быть переданы Японии только после полного вывода иностранных войск с ее территории.