1. Классическая война
  2. Вооружения США
Вашингтон, / ИА Красная Весна

National Interest: F-22 самый смертоносный истребитель, но есть проблема

Изображение: Military_Material, pixabay, cc0
f 22 raptor, stealth, самолеты
f 22 raptor, stealth, самолеты

Современному положению программы производства и эксплуатации американского истребителя пятого поколения F-22 дал свою оценку военный эксперт Дейв Маджумдар. Об этом пишет 30 августа журнал The National Interest.

В своей статье автор обращает внимание, что введенных в настоящее время в строй ВВС США самолетов F-22 явно недостаточно, так как из необходимых минимум 10 авиационных полков ими укомплектовано только 6, и то в меньшем количестве, чем необходимо.

Однако, по мнению автора, бессмысленно просто строить больше самолетов, так как основные противники и конкуренты Америки в лице России и Китая постоянно наращивают возможности и совершенствуют свои системы обнаружения малозаметных целей, что в итоге приведет к потере господства в воздухе «безусловно лучшего истребителя, когда-либо созданного в мире».

Также Маджумдар указывает на сложный период, который будет предшествовать созданию истребителя шестого поколения, когда стоящие сейчас на вооружении F-15, F-16 будут постепенно заменяться новыми F-22 и F-35. По оценке эксперта, это может продлиться до 2060 года, что в контексте возрастающих технологических возможностей потенциальных конкурентов может поставить под угрозу способность ВВС США эффективно выполнять задачи.

В качестве выхода автор статьи предлагает постоянно совершенствовать боевые, тактические и эксплуатационные характеристики самолета, чтобы максимально сократить вероятность потери лидирующих позиций.

Напомним, истребитель F-22 является самолетом пятого поколения, построенного по технологии стелс. Всего в Америке произведено 195 таких самолетов, в строю осталось 186, а на боевом дежурстве в настоящее время находится 123 единицы.

Справочно: с использованием стелс-технологий в США, помимо F-22, построены 21 бомбардировщик B-2 Spirit и 305 F-35 Lightning II. На данный момент стоимость всей программы производства самолетов пятого поколения приближается к 200 млрд долларов, а с учетом обслуживания в течение 20 лет может перевалить за 1 трлн долларов, что постоянно подвергается критике как со стороны экспертов, так и со стороны Пентагона.

Комментарий редакции

Опасения автора статьи действительно не беспочвенны. В прессе не раз уже обсуждалось, со ссылками на специалистов, что рассчитанные американцами на сантиметровый диапазон радиоволн стелс-технологии прекрасно «видят» старые советские радиолокационные комплексы (С-125, например), работающие в дециметровом диапазоне. Также сообщалось, что современные российские истребители, оснащаемые радарами нового поколения, могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот. Кроме того, в состав штатных российских комплексов обнаружения целей сейчас входят также и оптико-электронные системы, дополняющие возможности радара распознаванием целей в видимом оптическом, инфракрасном и ультрафиолетовых диапазонах.