Китайские IT-гиганты раскрыли алгоритмы работы с данными пользователей

Изображение: (сс) geralt
Цифровые данные
Цифровые данные
Цифровые данные

Список алгоритмов самых крупных китайских IT-компаний с пояснениями опубликовала Администрация киберпространства Китая (CAC) в рамках борьбы с цифровыми монополиями, сообщило 15 августа агентство CNBC.

Изначально Пекин придерживался стратегии невмешательства в своей политике взаимодействия со своими цифровыми корпорациями. В условиях же активно развивающейся экономики и наличия неудовлетворенных запросов многомиллионного китайского рынка цифровых услуг, IT-компании быстро выросли и стали способными влиять на общественное мнение через свои сервисы. В какой-то момент правительство Китая круто изменило свою политику в их отношении.

В 2021 году ассоциация потребителей Китая (CCA) заявила, что маркетплейсы «запугивают» пользователей в процессе покупок и рекламных акций, нарушают их права на конфиденциальность. В заявлении CCA не было названо ни одной компании, однако появилось оно на волне усиления контроля Пекином в области цифровой безопасности.

Ассоциация утверждала, что компании сканируют активность пользователей в Интернете, собирают без их ведома другие данные и используют их для рассылки целевой рекламы, тем самым лишая пользователей выбора. Некоторые продукты и услуги, продвигаемые этими цифровыми системами, «нарушали закон, общественный порядок и хорошие обычаи».

«Ценности и моральные представления потребителей могут даже быть искажены алгоритмами и стать „игрушками“ в руках операторов платформ. <…> Потребители подвергаются давлению со стороны алгоритмов обработки данных и становятся объектами технических издевательств», — говорится в заявлении ассоциации. В СМИ были упоминания о том, что корпорации используют скрытые устройства для сбора изображений лиц и другой биометрии клиентов.

Летом САС начал расследование по делу Didi Global, которая обвинялась в злоупотреблении сбором данных и нарушении конфиденциальности своих клиентов. В августе 2021 был принят закон о защите личных данных. В нем запрещался чрезмерный сбор личной информации и ценовая дискриминация с использованием больших данных в отношении клиентов. Отныне сбор и обработка личных данных должна иметь четкую цель и ограничиваться «минимальным объемом, необходимым для достижения целей обработки». Компании обязали самим создать орган надзора и разработать правила защиты личной информации, а также устанавливать специальные знаки в общественных местах, где работают устройства сбора изображений и другой биометрии. Кроме того компании обязали разработать особые меры обращения с информацией несовершеннолетних.

В декабре Пекин опубликовал законопроект правил, направленный на уменьшение влияния интернет-компаний на сознание пользователей.

В марте 2022 был принят закон из 30 пунктов, регулирующий работу алгоритмов рекомендаций. К этим алгоритмам относятся, например, те, что предлагают интересные ролики в видеохостинге в зависимости от того, что уже смотрел пользователь, или те, что предлагают новых друзей в социальных сетях, опираясь на круг интересов и уже имеющиеся связи.

Например, алгоритм ByteDance приложения Douyin, китайской версии TikTok, предлагает пользователю графику, видео, продукты и услуги исходя из его кликов и лайков.

А алгоритм Taobao торговой площадки Alibaba анализирует интересы пользователя на основании истории поисковых запросов, предлагает товары и акции.

Meituan заявила, что алгоритм помогает ей распределять курьеров по заказам доставки еды в зависимости от маршрута доставки и времени простоя курьеров.

От работы таких алгоритмов напрямую зависит популярность магазинов, соцсетей и хостингов в которых они используются, эффективность рекламы, а значит и прибыль IT-компаний. Поэтому алгоритмы обычно являются коммерческой тайной.

По этим причинам данное событие является беспрецедентным и, возможно, в будущем будет служить примером для других стран, где власти захотят ввести законодательство, регулирующее взаимодействие граждан и массовых цифровых сервисов, собирающих и использующих их личные данные.

Новые законы направлены на исключение из общественной среды алгоритмов, которые «поощряют зависимость или высокое потребление» и ставят под угрозу национальную безопасность или нарушают общественный порядок. Законодательство Китая требует

— предоставить возможность пользователям редактировать используемую алгоритмами информацию, теги,

— предоставить возможность отключить алгоритмы,

— получать лицензию у САС компаниям, распространяющим новости,

— информировать пользователей о принципе работы алгоритмов.

В списке опубликовавших свои алгоритмы фигурируют такие крупные корпорации как Alibaba Group, Tencent Holdings, Didi, ByteDance. CNBC отмечает, что общедоступные сведения содержат мало подробностей о работе алгоритмов, но, возможно, регуляторы получили более исчерпывающую информацию. Их конечная цель — взять контроль за общественным мнением в свои руки, а не отдавать его IT-монополистам.