1. Реальная Россия
  2. Биологические исследования
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые МГУ открыли способ спасения организма от смерти, вызываемой шоком

Хелена София Шерфбек. Раненый солдат на снегу. 1880

Возможность предотвращения гибели организма от различных видов шока с помощью адресного воздействия на митохондрии, энергетические станции клетки, открыли сотрудники Белозерского Института физико-химической биологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 20 марта сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу университета.

Ученые МГУ, работавшие под руководством академика Владимира Скулачева, провели исследование механизма гибели животных в четырех различных смертельно опасных состояниях: при сильной инфекции бактериями или вирусами, тяжелой травме или обширном хирургическом вмешательстве, переохлаждении и токсическом поражении.

Используя разработанный в университете митохондриально-направленный антиоксидант SkQ1, исследователи добились предотвращения гибели животных от этих шоков.

Результаты исследований ученые представили в статье «Митохондриально-направленный антиоксидант SkQ1 предотвращает быструю гибель животных, вызванную самыми разнообразными шоками», опубликованной в журнале Scientific reports (Nature publishing group).

В своей работе они показали, что во многих критических состояниях митохондриями вырабатываются активные формы кислорода. Эта их деятельность приводит к развитию опасной активации системы врожденного иммунитета — цитокинового шторма, что является основной причиной смерти организма. Антиоксидант SkQ1 подавляет эту деятельность митохондрий и предотвращает гибель организма.

Соруководитель работы, ведущий научный сотрудник МГУ Максим Скулачев рассказал:

«Согласно главной гипотезе этой работы, сформулированной нашим научным руководителем академиком Владимиром Скулачевым, в организме живых существ заложен специальный механизм самоликвидации — запрограммированной смерти. Животное, попавшее в критическое состояние (тяжелая инфекция, обширная травма), уже „не представляет интереса“ для эволюции и даже может быть угрозой для сообщества своих сородичей. В результате, с точки зрения жестокой биологической логики дикой природы, таким животным лучше пожертвовать ради процветания этого сообщества. И, похоже, в организмы самых разных живых существ, включая нас с вами — млекопитающих, заложен механизм биохимического самоубийства, который активируется в кризис. Организм стоит перед выбором: победить болезнь и выздороветь или умереть».

Результаты работы ученых МГУ по предотвращению самоубийственного цитокинового шторма, считает Владимир Скулачев, «открывают широкие перспективы для применения митохондриально-направленных антиоксидантов, в частности SkQ1, в предотвращении гибели человека в критических состояниях».

В настоящее время коллектив намерен разработать на основе SkQ1 новые лекарства системного действия, в которых этот антиоксидант будет доставляться внутрь организма (в настоящее время SkQ1 в медицине применятся в виде глазных капель Визомитин).

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий рассказал о возникновении замысла этого направления научных исследований:

«Идея переориентировать ресурсы проекта „Ионы Скулачева“ (разработка лекарства на основе SkQ1) на эту работу родилась у нас с Владимиром Петровичем в начале эпидемии COVID-19. Мы обсуждали с ним причины высокой смертности больных, и в разговоре возникла мысль, что гибель этих пациентов может быть связана с активацией некоторого внутреннего вредного механизма. Очень много косвенных данных указывало на это. Причем речь идет об универсальном механизме, а не какой-то особенности именно COVID-19».

Виктор Садовничий выразил уверенность, что работа, проделанная наследниками декана факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, академика Владимира Скулачева, скоропостижно скончавшегося за несколько недель до опубликования ее результатов, вскоре перейдет от экспериментов на лабораторных животных к клиническим исследованиям лекарственных препаратов, которые будут спасать жизнь пациентов в критических состояниях.