1. Реальная Россия
  2. Биологические исследования
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые МГУ открыли способ спасения организма от смерти, вызываемой шоком

Хелена София Шерфбек. Раненый солдат на снегу. 1880
Хелена София Шерфбек. Раненый солдат на снегу. 1880

Возможность предотвращения гибели организма от различных видов шока с помощью адресного воздействия на митохондрии, энергетические станции клетки, открыли сотрудники Белозерского Института физико-химической биологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 20 марта сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу университета.

Ученые МГУ, работавшие под руководством академика Владимира Скулачева, провели исследование механизма гибели животных в четырех различных смертельно опасных состояниях: при сильной инфекции бактериями или вирусами, тяжелой травме или обширном хирургическом вмешательстве, переохлаждении и токсическом поражении.

Используя разработанный в университете митохондриально-направленный антиоксидант SkQ1, исследователи добились предотвращения гибели животных от этих шоков.

Результаты исследований ученые представили в статье «Митохондриально-направленный антиоксидант SkQ1 предотвращает быструю гибель животных, вызванную самыми разнообразными шоками», опубликованной в журнале Scientific reports (Nature publishing group).

В своей работе они показали, что во многих критических состояниях митохондриями вырабатываются активные формы кислорода. Эта их деятельность приводит к развитию опасной активации системы врожденного иммунитета — цитокинового шторма, что является основной причиной смерти организма. Антиоксидант SkQ1 подавляет эту деятельность митохондрий и предотвращает гибель организма.

Соруководитель работы, ведущий научный сотрудник МГУ Максим Скулачев рассказал:

«Согласно главной гипотезе этой работы, сформулированной нашим научным руководителем академиком Владимиром Скулачевым, в организме живых существ заложен специальный механизм самоликвидации — запрограммированной смерти. Животное, попавшее в критическое состояние (тяжелая инфекция, обширная травма), уже „не представляет интереса“ для эволюции и даже может быть угрозой для сообщества своих сородичей. В результате, с точки зрения жестокой биологической логики дикой природы, таким животным лучше пожертвовать ради процветания этого сообщества. И, похоже, в организмы самых разных живых существ, включая нас с вами — млекопитающих, заложен механизм биохимического самоубийства, который активируется в кризис. Организм стоит перед выбором: победить болезнь и выздороветь или умереть».

Результаты работы ученых МГУ по предотвращению самоубийственного цитокинового шторма, считает Владимир Скулачев, «открывают широкие перспективы для применения митохондриально-направленных антиоксидантов, в частности SkQ1, в предотвращении гибели человека в критических состояниях».

В настоящее время коллектив намерен разработать на основе SkQ1 новые лекарства системного действия, в которых этот антиоксидант будет доставляться внутрь организма (в настоящее время SkQ1 в медицине применятся в виде глазных капель Визомитин).

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий рассказал о возникновении замысла этого направления научных исследований:

«Идея переориентировать ресурсы проекта „Ионы Скулачева“ (разработка лекарства на основе SkQ1) на эту работу родилась у нас с Владимиром Петровичем в начале эпидемии COVID-19. Мы обсуждали с ним причины высокой смертности больных, и в разговоре возникла мысль, что гибель этих пациентов может быть связана с активацией некоторого внутреннего вредного механизма. Очень много косвенных данных указывало на это. Причем речь идет об универсальном механизме, а не какой-то особенности именно COVID-19».

Виктор Садовничий выразил уверенность, что работа, проделанная наследниками декана факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, академика Владимира Скулачева, скоропостижно скончавшегося за несколько недель до опубликования ее результатов, вскоре перейдет от экспериментов на лабораторных животных к клиническим исследованиям лекарственных препаратов, которые будут спасать жизнь пациентов в критических состояниях.