При поддержке немцев студенты изучают СССР как подобие фашистских режимов

Изображение: Скриншот facebook Динара Гагарина
Материалы школы «Культура тоталитарного общества и практики памяти»
Материалы школы «Культура тоталитарного общества и практики памяти»

В Перми с 20 по 30 августа проводится летняя школа «Культура тоталитарного общества и практики памяти» при сотрудничестве музея политических репрессий «Пермь-36», НИУ ВШЭ и DAAD (Германская служба академических обменов), сообщает пресс-служба Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Организаторы рассматривают сталинский Советский Союз, маоистский Китай, фашистскую Италию и нацистскую Германию как типологически схожие политические режимы. Изучают их посредством анализа общественной жизни. Этот подход предполагает изучение «практик и представлений обычных людей, вынужденных принимать, сопротивляться или избегать вызовов со стороны власти».

Основными целями этой летней школы являются «изучение тоталитарного общества и его образов в позднесоветской и постсоветской культуре» и знакомство «участников с реконструкцией явлений прошлого и сложными явлениями современной исторической памяти».

На школе заявлены следующие темы:

— Тоталитарное государство «изнутри». Агенты власти на уровне местных и региональных органов власти. — Пространство тоталитарной культуры. Эстетика советская, несоветская, антисоветская.

— Политическая социализация советских граждан: советская школа и агитация.

— Каналы информационной и политической коммуникации между государством и населением.

— Образ советского в постсоветский период. Культура памяти сталинского периода в современной России.

— Физические состояния в условиях советской повседневности: голод и лишения.

— Изучение сталинизма и советского периода в современной информационной среде.

— Тоталитарные общества в сравнительных исследованиях.

Напомним, в Перми давно при участии иностранных и в особенности немецких структур действуют организации, проводящие образовательные мероприятия, направленные на уравнивание Советского Союза и гитлеровской Германии. Наиболее известной среди таких организаций являлась АНО «Пермь-36», управлявшая музеем, созданным на базе бывшей колонии. На экскурсиях бандеровцы и прибалтийские СС-овцы выставлялись в качестве борцов за свободу и независимость, а советское руководство, по мнению экскурсоводов, еще хуже фашистов.

Комментарий редакции

В сборнике «ГУЛАГ в российской памяти — сборник статей участников российско-германской исследовательской группы в Пермском крае» члены проекта «Мастерская истории Европы», «посвященного памяти жертв национал-социализма», научный сотрудник Центра по изучению проблем Восточной Европы Бременского университета Германии Мануэла Путц пишет откровенные строки, раскрывающие мотивы участия подобных немецких структур в просветительской деятельности в России:

«В советское время власти предприняли всё для того, чтобы соорудить миф победителей, выстроенный на основе представления четкой дихотомии жертв и преступников. Советский народ как жертва и победитель — с одной стороны, немецкие захватчики и коллаборационисты-предатели — с другой стороны. Эта иллюзия однозначности должна была действовать как фактор объединения для советского народа…

Миф о победе создал позитивное, опорное для государства самосознание… Советский Союз, который вышел из войны победителем, никогда не был вынужден раскрывать „негативную“ сторону, на которую, примерно как в Германии, в работе с виной за войну и холокост, государственная политика переосмысления прошлого могла бы опираться…

Как долго Российское государство со своей политикой в области истории и дальше будет стоять на передаче доблестной картины прошлого, не вести широких и активных общественных дебатов по теме террора, несмотря на все другие требования, это несломленное советское героическое понимание истории и дальше будет определять культуру памяти».