Профессор СПбГУ: прививаться против COVID-19 уже переболевшим — рискованно

Пабло Пикассо. Знание и милосердие
Пабло Пикассо. Знание и милосердие

На опасность вакцинации против COVID-19 для человека, имеющего антитела к новому коронавирусу, указал доктор медицинских наук, завкафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии медицинского факультета СПбГУ Алексей Яковлев 1 февраля в интервью изданию «Доктор Питер».

Яковлев отметил, что вакцинация на фоне имеющихся антител означает риск для здоровья. «Потому что уже давно описан факт утяжеления течения болезни у привитых на фоне заражения коронавирусом», — заявил профессор.

«Для человека, у которого есть антитела, вакцинация опасна, поскольку для этого вируса установлено антителозависимое усиление инфекции (ADE). То есть, прививка дает дополнительную нагрузку на иммунную систему — такую, что возникает угроза развития более тяжелого течения заболевания при инфицировании коронавирусом, чем если бы этот же человек заболел, не делая прививку», — сказал инфекционист.

По мнению Яковлева, переболевшим в этом сезоне надо вакцинироваться не раньше, чем перед началом следующего сезона. Профессор отметил, что у большинства переболевших антитела исчезают к третьему-пятому месяцу после болезни. По его словам, если заболевание проходило легко, то антитела могут вообще не выработаться, но предполагается, что в этом случае человек защищен клеточным иммунитетом.

При этом известно, что вирус постоянно мутирует: появляются то английская, то бразильская, то южноафриканская версии. Как отметил инфекционист, мутации вируса свидетельствуют, что речь идет о классической респираторной инфекции, «отличающейся от других ОРВИ тяжелым течением».

«А раз так, то надо, как и для ОРВИ, выбирать некий усредненный срок для вакцинации после перенесенного заболевания: как это происходит для предупреждения эпидемии гриппа. Напомню, это тоже респираторная инфекция и накануне каждого эпидсезона начинается массовая вакцинация. И даже если человек перенес грипп в прошлом году, в следующем ему все равно нужно вакцинироваться. Потому что и вирус за это время мутирует (приобретает новые свойства), и иммунная защита, способная его распознать и отреагировать, ослабевает», — пояснил Яковлев.

По словам Яковлева, «не бывает так, чтобы иммунитет, приобретенный в результате вакцинации, был сильнее иммунитета, вызванного реальной инфекцией». Профессор назвал это аксиомой эпидемиологии, которая за последнее столетие не была опровергнута.

Инфекционист пояснил, что лечил пациентов, заболевших COVID-19 повторно. «Если даже естественный иммунитет не всегда защищает от повторного заражения, то надеяться на то, что вакцинальный защитит лучше, не стоит, потому что мы знаем, как реагирует организм человека на вакцину», — сказал он.

Яковлев также подчеркнул, что имеющиеся сейчас вакцины не прошли длительных испытаний из-за наличия экстремальных ситуаций, тогда как изучение реакции организма на введение вакцины требует длительного времени. «Преждевременных суждений делать нельзя. Я уже видел пациента с 80-процентным поражением легких через 12 дней после первой прививки «Спутником V», — сказал профессор, подчеркнув, что «однозначно установлены границы инкубационного периода заболевания — 5–8 дней в 90% случаев».

Эксперт отметил, что для остановки распространения вируса необходима массовая вакцинация, которую сейчас осуществить нереально, поэтому в настоящее время надо прививать группы повышенного риска, чтобы уменьшить число пациентов с тяжелым течением болезни.