ЦИК одобрил инициативы проведения трех референдумов по пенсионной реформе
Вопросы по пенсионной реформе, которые три инициативные группы предлагают вынести на референдум, были рассмотрены и одобрены на заседании Центральной избирательной комиссии России 8 августа, передает ТАСС.
ЦИК рассмотрел три формулировки вопроса, по которым предлагается провести всеобщее голосование.
В Алтайском крае с инициативой выступила КПРФ, предложив вопрос: «Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет), повышаться не должен?».
В Мособлизбирком поступило заявление от инициативной группы из двух физических лиц — общественников Семеновой и Широбоковой с формулировкой: «Поддерживаете ли вы, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижению которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?».
Также была рассмотрена инициатива справедливоросса Ильи Свиридова, предложившего гражданам высказаться по вопросу: «Вы за то, чтобы возраст, установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года, по достижении которого возникает право на назначение пенсии по старости, не менялся?».
Напомним, что теперь, согласно закону «О референдуме Российской Федерации», каждой инициативной группе предстоит зарегистрировать региональные подгруппы как минимум в половине субъектов РФ, в каждую из которых должны будут войти не менее 100 жителей региона. После чего в поддержку проведения референдума группе будет необходимо собрать не менее 2 млн подписей. После этого президент, в случае одобрения референдума Конституционным судом, назначит дату голосования.
Одобрение ЦИК инициатив по проведению всероссийского референдума может быть истолковано в том смысле, что правительство пошло на попятную, потому что дало возможность демократическим путем отменить инициированную им пенсионную реформу. Однако, подобное понимание действий ЦИК является совершенно неправильным.
Во-первых, референдум может и вовсе не состояться, если инициаторам не удастся собрать нужное количество подписей. По действующему закону, инициаторы должны будут в течение 45 дней собрать не менее 2 миллионов подписей. В реальности подписей должно быть собрано гораздо больше указанного числа — в расчете на то, что избирательная комиссия отбракует значительную часть подписей за помарки и ошибки в заполнении подписных листов. Нельзя исключать и того, что избирательная комиссия будет настроена предвзято, и найдет ошибки даже там, где их нет.
Во-вторых, даже если удастся собрать достаточное число подписей, референдум будет проходить уже после окончательного третьего чтения закона о пенсионной реформе в Государственной думе. Как будет утрясаться противоречие между законом (в случае его принятия) и волеизъявлением россиян? Не будет ли россиянам в итоге сказано, что правительство с сочувствием относится к их пожеланиям, но возможностей/правовых оснований/денег для реализации этих пожеланий нет?
Есть все основания считать, что согласие ЦИК — это не отказ власти от пенсионной реформы, а обманный маневр. Если бы мнение народа имело значение, то достаточно было бы данных социологических опросов, которые показывают резкое неприятие пенсионной реформы у 90% опрошенных россиян.