Далай-лама: Ленин действовал логично для военного времени
Ленин действовал в соответствии с реалиями военного времени, и его можно понять, заявил лидер тибетского буддизма Далай Лама 15 мая в своем интервью, сообщает РИА Новости.
Далай Лама отметил, что Владимир Ильич Ленин «действовал в соответствии с реалиями военного времени. Полагал, что военное время требует жесткого контроля, безжалостных репрессий и секретности».
По мнению Ламы, «Ленина тоже можно понять: военное время, гражданская война, тяжелое положение дел, враждебное отношение западных держав». «Возможно, с точки зрения военного времени, это логично», — добавил он.
В то же время, глава тибетской церковной организации считает, что «Ленин извратил первоначальную идею Маркса, политические интересы военного времени поставил выше заботы об интересах рабочего класса». По его мнению, это привело к возникновению «тоталитарной системы».
Сам же Далай Лама отрицает свою приверженность ленинизму и считает себя «буддийским марксистом».
Напомним, что до 1959 года в Тибете существовало крепостное право, которое было отменено только после установления власти Китайской Народной Республики над территориями Тибета. В связи со столь знаменательным событием, был учрежден праздник «День освобождения тибетцев от крепостного рабства», который ежегодно празднуется в стране 28 марта.
Данный факт вызывает споры в европейских кругах, однако, как отмечает в своих работах политолог Майкл Паренти, в Тибете до 60-х годов прошлого столетия крестьяне были бесправными. В качестве наказаний к ним применялись пытки, отрубание конечностей, выкалывание глаз и другие жестокие репрессии. Об этом также пишет американский писатель Фостер Стоквелл, родившийся и выросший на границе с Тибетом.
Для понимания цели критики Ламой СССР необходимо вспомнить, что понятие «тоталитаризм», в его современном понимании, было сформулировано Карлом Поппером в его книге «Открытое общество и его враги». В своей работе философ утверждает, что любая коллективность является враждебной человеку, поскольку человек, с его точки зрения, по природе своей индивид. Коллективность же ограничивает его. Поппер описывает идеальный мир таким, в котором каждый человек существует в изоляции от других, а объединяются такие изолированные люди только для войны против общего врага — коллективности. Таким образом, по Попперу, любая коллективность враждебна так называемому «открытому обществу», а любое коллективное существование является «тоталитарным».
Поскольку коммунизм подразумевает коллективное существование всего человеческого общества, то это значит, что коммунистическое общество, с точки зрения Поппера, абсолютно «тоталитарно». Лама называет Ленина создателем тоталитарного государства. Здесь мы наблюдаем войну идей. Нам пытаются навязать идею о том, что любое коллективное государство не основанное на либеральных идеях «тоталитарно», а значит враждебно каждому жителю такого государства.