Патриарх Кирилл: подвиг новомучеников — основа современного православия
Основы современного российского православия заложены деятельностью патриарха Тихона и новомучеников, боровшихся с антирелигиозными настроениями после революции, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании литургии в храме при Московском епархиальном доме, 17 ноября сообщает ТАСС.
Глава РПЦ в своей проповеди напомнил собравшимся о представителях духовенства, пострадавших в период так называемых гонений на церковь, ныне почитаемых как новомучеников. Патриарх Кирилл призвал присутствующих на службе помнить о «силе их духа, о той победе, которую они совершили в истории над своими гонителями».
По мнению патриарха, «надежды новомучеников и исповедников в полной мере осуществились». В связи с этим, предстоятель РПЦ призвал всех верующих помнить о духовном подвиге пострадавших в период репрессий и брать с них пример в делах веры.
Отметим, несомненно трагическая тема пострадавших в период репрессий духовных лиц очень часто оказывается поводом для крайне необъективной трактовки советского периода истории России. Такой подход может быть использован для разжигания гражданского конфликта между различными политическими партиями, социальными или конфессиональными группами.
Необходимо напомнить, что упомянутый главой РПЦ патриарх Тихон, выступивший с осуждением и угрозой церковного проклятья в момент начала братоубийственной гражданской войны, осуждал тех, кто повинен в беззаконном кровопролитии.
Тихон не адресовал свое осуждение конкретной стороне гражданского конфликта или политической силе. Считать, что данное патриаршее воззвание целиком обращено к правительству Ленина и поддерживающим его политическим силам, будет явной ошибкой.
Реальный конфликт между патриархом Тихоном и советской властью действительно имел место, однако он относится к 1922 году, когда первое лицо церкви воспротивилось изъятию из храмов драгоценной богослужебной утвари. Богослужебные предметы изымались властями, чтобы получить средства для помощи голодающим.
Тихон был арестован, несколько месяцев провел во внутренней тюрьме ГПУ, после чего содержался под домашним арестом на территории своей резиденции. Патриарх изменил свою позицию по отношению к действиям советского руководства, боровшегося с последствиями голода, был освобожден и умер своей смертью. Он вряд ли может быть отнесен к категории тех, про кого сегодняшний глава РПЦ говорит как про «наших новомучеников и исповедников, которых расстреливали в Бутово, заточали в Соловках и других местах».
Переполненные эмоциями тексты, повествующие о трагических судьбах пострадавших представителях духовенства, далеко не всегда рисуют картину, соответствующую исторической реальности.
Ярким тому примером является Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), чья трагическая смерть ставится в вину представителям советской власти на Украине. В церковный обиход даже введены иконы, где есть сюжет мученической смерти митрополита от рук людей, одетых в красноармейскую форму. Между тем, историкам, в том числе и церковным, известно, что митрополит Владимир погиб 5 февраля, а войсками красных столица Украины была взята под контроль только 7 февраля. Следовательно, митрополит был убит обычными уголовниками. Тем не менее, версия об убийстве киевского владыки красными с завидным упорством тиражируется церковными кругами.