Исследователь: Арктика хранит множество исторических свидетельств
О новых находках исследователей Российского Севера сообщил ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ кандидат географических наук Ф.А. Романенко в ходе лекции «Жизнь советской Арктики: новые находки», состоявшейся в Институте Географии РАН 26 февраля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Ученый рассказал о том, что на территории российского Севера до сих пор находится множество артефактов, связанных с освоением Арктики. Это зимовья экспедиций XIX — начала XX веков, остатки складов, могилы погибших полярников, памятные знаки. Однако некоторые объекты находятся под угрозой уничтожения из-за того, что вследствие таяния припайных льдов существенно усилилось воздействие океана на береговую линию. Находящиеся рядом с ней постройки и знаки в скором времени могут быть просто смыты.
Российские исследователи в меру возможностей стараются сохранять и изучать эти уникальные исторические свидетельства. Более того — удается обнаружить и новые артефакты, которые могут помочь расширить наши знания о некоторых страницах истории.
Так, несколько лет назад в ходе поисковой операции «Карская экспедиция» удалось обнаружить остов парохода «Марина Раскова», который в 1944 году в составе конвоя БД-5 вез в порт Диксон грузы для полярных станций, семьи работавших там зимовщиков, гражданских специалистов. Вечером 12 августа пароход был потоплен возле острова Белый немецкой подводной лодкой U-365, тогда же ею были торпедированы и два тральщика — ТЩ-118 и ТЩ-114, пытавшихся спасти команду и пассажиров транспорта. Поисковикам удалось найти на дне Карского моря точное место затопления парохода и одного из тральщиков. С помощью подводных аппаратов специалисты осуществили фотосъемку, затем водолазы подняли на поверхность некоторые предметы с затопленных судов, которые сейчас заняли место в экспозиции краеведческого музея Нарьян-Мара.
Той же экспедицией были обнаружены останки и другого легендарного судна — ледокольного парохода «Александр Сибиряков». 25 августа 1942 года он совершал рейс из Диксона на Северную Землю и был обнаружен немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», который направлялся к проливу Вилькицкого на перехват советского конвоя ЭОН-18. Попытка немецкого крейсера выдать себя за американский и получить сведения о погоде и ледовой обстановке не удалась, в ходе завязавшегося боя «Александр Сибиряков» был потоплен, 22 члена экипажа, включая тяжелораненнного капитана Анатолия Качараву, попали в немецкий плен. Однако скрытность была нарушена, и операция немецкого «рейдера» сорвана.
Координаты места боя и гибели «Александра Сибирякова» были объявлены местом Воинской славы еще в 1965 году, однако обнаружить на дне останки легендарного ледокола удалось только спустя полвека.
«Арктика медленно, но все же приоткрывает завесу над своими тайнами. И очень хотелось бы верить в то, что в итоге нам удастся раскрыть и самые загадочные и трагичные страницы истории проникновения человека в полярные широты. В первую очередь — это судьба экспедиций Франклина, Брусилова и Русанова», — подвел итог исследователь.
Напомним, что останки обоих судов экспедиции Джона Франклина, пытавшейся в 1845-47 г.г. найти Северо-Западный проход, недавно также были обнаружены на севере Канады. Однако судьбы двух русских экспедиций до сих пор неизвестны. А известная история арктического дрейфа шхуны «Святая Анна» под командованием Георгия Брусилова послужила сюжетной основой романа Вениамина Каверина «Два капитана».