МИД Польши назвал запрос РФ стенограммы разговора Качиньского провокацией


Провокацией назвал просьбу России предоставить стенограмму телефонного разговора президента Польши Леха Качиньского с братом Ярославом перед крушением самолета в Смоленске заместитель министра иностранных дел Польши Шимон Шинковский, 25 ноября сообщает агентство PAP.

«Это трудно воспринимать иначе, чем как своего рода провокацию, потому что Россия не отвечает среди прочего на резолюцию Совета Европы, призывающую к окончанию расследования и передаче обломков, которые принадлежат польскому государству», — приводит агентство слова Шинковского.

Польский дипломат заявляет, что российская сторона «не отвечает на многие запросы польской прокуратуры» и «вдруг сама себе напоминает об этом расследовании».

Ранее Генпрокуратура России обратилась с просьбой к Польше, предоставить стенограмму разговора, о существовании которой сообщали польские СМИ. В частности, польские СМИ сообщали, что телефонный разговор, состоявшийся по спутниковой связи за несколько минут до крушения самолета затрагивал «один из аспектов осуществления полета».

Информацию о существовании такой стенограммы подтвердил один из участников расследования. Этот источник сообщил, что разговор произошел «незадолго до того, как самолет разбился при посадке в Смоленске». Подробности источник давать отказался, опасаясь за свою судьбу.

Читайте также: Лех Качиньский в последнюю минуту говорил с братом — участник расследования

Генпрокуратура Польши существование это записи отрицает. Однако, в опубликованном в Gazeta Wyborcza интервью с бывшим польским судьей Войцехом Лончевским сказано, что польская общественность «совершенно иначе оценила бы происходившее после 10 апреля 2010 года», если бы ознакомилась с содержанием разговора.

Напомним, 10 апреля 2010 года при заходе на посадку в условия сильного тумана «борт № 1» Польши Ту-154 потерпел крушение. Погибли 96 человек, в том числе Лех Качиньский с супругой и высокопоставленные политические и военные деятели.

В 2011 году Межгосударственный авиационных комитет (МАК) обнародовал свое заключение по катастрофе. По данным МАК, к катастрофе привело решение экипажа не идти на запасной аэродром, а совершить посадку, не смотря на сильный туман в районе аэродрома. МАК отметил недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

С этими выводами согласилась польская комиссия под руководством бывшего главы МВД Ежи Миллера.

Нынешние власти Польши не согласились с выводами МАК и комиссии Миллера. Была организована вторая следственная комиссия, которая до сих пор не определилась с выводами. Вторая комиссия рассматривает альтернативные версии крушения лайнера, такие, например, как умышленные действия российских авиадиспетчеров, которых Генпрокуратура Польше пообещала объявить в международный розыск.

В России эти действия расценили, как политически ангажированные.

СК России сообщает, что во всем помогают польским коллегам в расследовании катастрофы. Обломки лайнера, которые хранятся, как вещественные доказательства, в России, исследовались польскими следователями более 10 раз. В то же время СК РФ всегда открыт и объективен в этом расследовании.